ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Янв. 28, 2025

Вагон и маленькая подставка

Рейтинг: 0

Автор: Татьяна Уланова. Аргументы и Факты Москва

«В нашем вагоне было много разного народа: старушки и солдаты, и просто молодые парни... И было очень весело и шумно, и мы открыли консервы, и пили чай из стаканов в подстаканниках, и ели колбасу большущими кусками...» У всех рождённых в СССР есть воспоминания, подобные этим, из «Денискиных рассказов» Драгунского. «Провожающие, выходим!» — кричит проводница. Через 5 минут поезд трогается, оставляя на перроне близких. На глаза наворачиваются слёзы. Но вот сейчас ещё раз проверят билеты, раздадут бельё. И начнётся душевное чаепитие! Развернёшь упаковку с двумя кусочками сахара, помешаешь ложечкой. Дзиньдзинь... Тихонечко, чтобы не обжечься, отопьёшь ароматного напитка и задумаешься в который раз: почему чай в поезде такой особенный?

«Поют колёса — тра-та-та»

Говорят, для более яркого цвета и насыщенного вкуса хитрые проводники бросали в заварочный чайник щепотку соды. Но, может, всё проще: за окном морозно или дождливо, а в вагоне уютно и «поют колёса — трата-та»? Возникают знакомства (а иногда и любовь), разговоры с откровениями, которые возможны только в дороге, когда видишь человека в первый и последний раз. И ждёшь большой остановки, чтобы купить варёной картошечки, земляники или копчёного сига. Это был своеобразный аттракцион, который в 1990-е разнообразили торговцы промтоварами. На станции Вековка Горьковской железной дороги, к примеру, вдоль поезда выстраивались работники Гусевского завода, чтобы сбыть хрусталь, полученный в счёт зарплаты.

Современные попутчики подчас и словом не обмолвятся друг с другом. Завтрак-ужин можно заказать при покупке билета или у проводницы. Вместо чёрного чая взять зелёный. Всё — в пакетиках. Повысились цены. Но чай в стакане с подстаканником — как песня. Которую не задушишь, не убьёшь. Дзинь-дзинь... Только ложечку из стакана надо перед сном вынуть.

Заставшим дорожную идиллию эпохи СССР кажется, что чай в подстаканнике был таким же атрибутом путешествия советского человека в поезде, как грубая проводница (сейчас-то уже все обучены правилам хорошего тона), влажное рваное бельё и варёные яйца — простой перекус, организованный перед дорогой. На самом деле история подстаканника куда старше — он мог появиться у нас одновременно с завозом чая в XVII веке (в Новгороде находили деревянный), в XVIII (тульские оружейники делали подставку с дном), в началеXIX (после войн с Турцией и Персией) и в конце XIX века, когда министр путей сообщения Витте решил ввести в поездках подставку — уж больно много было жалоб от проводников на невозможность безопасно разносить горячие стаканы. Подстаканник служит и для отвода тепла, чтобы стакан от кипятка не лопался. Да и во время тряски он добавляет стакану устойчивости. Александру III, говорят, идея понравилась — император любил путешествовать с семьёй на поезде. Помочь с подставками вызвался купец, основатель «Товарищества латунного и меднопрокатного заводов» Александр Кольчугин. И в 1892 году на месте нынешнего Кольчугина на Владимирщине началось ихпроизводство.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни