Для популярных блогеров, которые не передали информацию о себе в Роскомнадзор, начнут действовать запреты на монетизацию, а вскоре для них могут ввести более серьезное наказание. Журнал «Российская Федерация сегодня» узнал, какие соцсети и мессенджеры могут заблокировать в России, что будет с YouTube и когда появятся по-настоящему удобные и популярные российские платформы.
С 1 января 2025 года в силу вступили поправки, ограничивающие работу популярных блогеров, которые не передали информацию о себе в Роскомнадзор. Это касается каналов в мессенджерах, страниц и сообществ в соцсетях, количество подписчиков которых превышает десять тысяч. Неверифицированным блогерам нельзя будет организовывать сбор донатов, российским компаниям запретят размещать рекламу на страницах, не включенных в реестр, пользователям, которые подали сведения о себе в Роскомнадзор и попали в реестр, запретят репостить тех, кого в этот реестр не включили. Как сообщили «РФ сегодня» в Роскомнадзоре, по данным на середину декабря 2024 года сведения о себе в ведомство предоставили около 70 тысяч авторов каналов и пабликов, 29 тысяч из них уже зарегистрированы в соответствующих реестрах.
На текущий момент санкции в виде административной или уголовной ответственности за неисполнение требований закона о регистрации блогеров-десятитысячников не предусмотрены, подчеркнули в Роскомнадзоре. Однако они вполне могут появиться в 2025 году, о чем ранее сказали нашему изданию в IT-комитете Госдумы. Депутаты проанализируют, как работает закон, и если действующих ограничений окажется недостаточно, могут рассмотреть вопрос о введении штрафов для владельцев интернет-страниц, которые не передали сведения о себе.
ЧТО БУДЕТ С ИНТЕРНЕТ - РЕКЛАМОЙ
1 апреля 2025 года в силу вступит закон, который обязывает распространителей рекламы в интернете отчислять в бюджет РФ три процента от квартальных доходов. Отчисления будут использовать для поддержки развития информресурсов, перечень которых установит кабмин. Рекламодатели будут обязаны сообщать иностранному лицу, с которым заключен договор, о перечислении в бюджет обязательных отчислений. Закон касается в том числе блогеров и их посредников, то есть коммуникативных агентств.
Объем российского рынка интернет-рекламы по итогам первой половины 2024 года составил 381 миллиард рублей, следует из данных Единого реестра интернет-рекламы. По сравнению с первой половиной 2023 года рынок вырос больше чем на 50 процентов.
В 2025 году могут ввести полный запрет для россиян на размещение рекламы в социальных сетях, признанных экстремистскими. Летом 2024-го Госдума в первом чтении приняла соответствующий законопроект. Его основная задача – снизить привлекательность запрещенных соцсетей в глазах рекламода теля, объяснил «РФ сегодня» зампред думского IT-комитета Антон Горелкин. «Ведь не секрет, что многие российские компании, в том числе связанные с государством, до сих пор закладывают в свои рекламные бюджеты работу с инфлюенсерами, которые присутствуют на запрещенных платформах, – сказал депутат. – Мы рассчитываем, что во втором и третьем чтениях этот законопроект будет рассмотрен в весеннюю сессию».
VIBER ЗАБЛОКИРОВАЛИ. YOUTUBE СЛЕДУЮЩИЙ?
В конце 2024 года Роскомнадзор объявил о блокировке не самого популярного в России мессенджера Viber. По оценкам профильных источников, ежедневная аудитория мессенджера в РФ – 14,5 миллиона человек. В РКН сообщили, что платформу использовали в экстремистских и террористических целях, целях вербовки людей и продажи наркотиков. Viber – один из самых популярных мессенджеров на Украине, а жители приграничных регионов РФ использовали его для связи с Украиной, что в текущей ситуации могло привлечь внимание российских спецслужб, сказал нашему изданию глава Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков. Кроме того, пользователи Viber жаловались на мошеннические звонки с подменных номеров якобы из российских банков. Статус видеохостинга YouTube в России остается не до конца ясным. В Роскомнадзоре не заявляли о его полной блокировке, но с 2024 года платформа стала работать заметно медленнее, а версии в браузерах и на умных телевизорах практически не загружаются. В 2024 году пик использования трафика видеохостинга россиянами в 43,3 процента наблюдался 10 мая. К концу июля показатель упал до 40 процентов, а к утру 23 декабря сократился до 8,9 процента. При этом среднее значение за последние три месяца составило 26 процентов. Декабрьский минимум в 6,8 процента фиксировался в ночь на 22-е число, дневной минимум в этот же день составил 15,8 процента.
Тем не менее, по данным Mediascope, YouTube остается самой посещаемой площадкой в России: среднемесячный охват в ноябре 2024-го – 91,17 миллиона пользователей. На втором месте – «ВКонтакте» (91,15 миллиона пользователей), на третьем – Telegram (86,97 миллиона).
В 2025 году деградация YouTube может продолжиться, считает Антон Горелкин: «Очевидно, что проблемы со скоростью способствуют перетоку аудитории на российские платформы. Это происходит медленно, но верно, и я убежден, что если ничего кардинально не поменяется, то через несколько лет основная масса российских зрителей будет пользоваться нашими видеохостингами».
Второй возможный вариант, по мнению Горелкина, – Google снова будет обслуживать свои кеширующие сервера, вернется к диалогу с российскими властями и начнет соблюдать законы. «Не стану его исключать, но первый вариант мне представляется более реалистичным», – заключил депутат.
ЗАПРЕЩЕНКИ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ
На фоне деградации YouTube в Сети появляется все больше информации о том, как ее преодолеть. В то же время в 2024 году вступил в силу запрет на популяризацию способов обхода блокировок. Сама технология VPN остается законной, объяснил нашему изданию член думского IT-комитета Антон Немкин, однако россияне используют ее на свой страх и риск: велика вероятность, что через такие сервисы могут утекать их персональные данные. Продвигать различные приложения для обхода блокировок в России нельзя – при обнаружении эту информацию блокирует Роскомнадзор.
В конце 2024 года вступил запрет на распространение информации или совершение публичных действий, направленных на формирование привлекательности отказа от деторождения. За пропаганду чайлдфри могут оштрафовать как пользователя с 16 лет – на сумму 50–400 тысяч, так и администрацию соцсети – до 5 миллионов рублей. Модераторы интернет-платформ обязаны следить, чтобы такого контента у них не было. Перечень запретов могут расширить в 2025 году. К внесению готовят законопроект о профилактике буллинга, который зафиксирует это понятие. Предлагается обязать соцсети выявлять случаи травли на своих площадках, блокировать такой контент и страницы организаторов систематической травли, сообщил глава Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев. Законопроект о запрете пропаганды домашнего насилия анонсировали депутаты фракции «Новые люди». Документ направили на согласование в кабмин. Если его примут, публиковать сцены семейной жестокости запретят, как и рассказывать об этом в положительном ключе. Глава Комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина анонсировала штрафы за пропаганду многоженства до 200 тысяч рублей, пока инициатива находится на согласовании.
ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКИХ СОЦСЕТЕЙ
«ВКонтакте» стал самой популярной соцсетью в России – платформа является лидером по времени, проводимому пользователями, говорится в исследовании АППСИМ. В 2024 году россияне потратили на ВК 3,5 миллиарда минут, что в десять раз больше, чем время, проведенное в таких популярных зарубежных сервисах, как Instagram*, Facebook*, Likee и Twitter.
Что касается других российских платформ, то в 2024-м громких прорывов не случилось.
Наш аналог TikTok – соцсеть Yappy – запустила монетизацию, аналог Instagram – платформа Looky – предложила пользователям бесплатный перезалив их контента из запрещенной сети на свою площадку. Но блогеры пока не спешат перетекать на отечественные сервисы – даже не из-за неудобства, а из-за очень маленькой аудитории.
Активный пользователь соцсетей Антон Горелкин прогнозов о том, какая российская соцсеть может выстрелить в 2025 году, делать не стал: «Сегодня у наших разработчиков есть все возможности реализовать свои планы, государство в этом заинтересовано». Личным открытием 2024-го депутат назвал соцсеть TenChat, которая совмещает в себе элементы некоторых заблокированных на территории РФ зарубежных площадок. РФС
* Запрещены в РФ. Принадлежат корпорации Meta, которая признана экстремистской в России.