Призрачный «Мираж»
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Дмитрий Корнев, Иван Дубровин, Богдан Степовой. Известия
Поставит ли Франция Украине свои истребители
Франция планирует поставить Украине многоцелевые истребители "Мираж-2000" уже в начале 2025 года. Ранее звучал и заявления о возможной поставке самолётов и от других стран НАТО - о европейских "Еврофайтерах" и шведских "Грипенах". Первые американские F-16 ВСУ получили из Дании, и их уже видели в небе над Украиной. Как изменятся возможности авиации ВСУ, если эти планы реализуются, и что смогут противопоставить "новинкам" наши ВКС и ПВО - в материале "Известий".
Многие месяцы президент Украины Владимир Зеленский настаивает на поставках западных боевых самолётов как на одном из условий успешного противостояния России. В мае 2024 года он заявил: Киеву нужно как минимум 130 самолётов для ведения успешных боевых действий. К тому времени Нидерланды, Бельгия, Дания и Норвегия уже пообещали Украине 80 F-16.
Наконец, 8 октября 2024-го министр вооружённых сил Франции Себастьян Лекорню сообщил, что они передадут Украине истребители Mirage 2000 в первом квартале 2025 года.
Речь идёт о модификации Dassault Mirage 2000-5F, предназначенной для поставок на экспорт. Самолёты, которые планируют поставить, сейчас находятся в центре боевой подготовки ВВС Франции Казо.
Первое заявление о возможной поставке "Миражей" сделал президент Франции Эммануэль Макрон ещё летом 2024-го. Тогда говорилось о планах начать обучение украинских пилотов.
В беседе с "Известиями" бывший пилот, эксперт по авиации и аналитик в области геополитики и стратегии Сириль де Латтр допустил, что Франция может дать задний ход в вопросе поставок своих самолётов, если на выборах в США победит Дональд Трамп.
- Главный вопрос состоит в том, пойдёт ли Франция до конца и поставит ли самолёты в первой половине 2025 года. Не исключено, что в зависимости от ситуации на фронте и результатов выборов в США она передумает. Очевидно, что ситуация на фронте складывается далеко не в пользу Украины. Если в США победят демократы, то можно сказать с уверенностью на 99%, что Макрон продолжит делать глупости. Если же изберут Трампа, вполне вероятно, произойдёт откат назад, - добавил он.
Другой важный аспект - подготовка пилотов. По мнению Сириля де Латтра, даже если украинские пилоты пройдут курс обучения Ha Mirage, они будут обречены на гибель, поскольку не имеют реального опыта пилотирования этих самолётов.
- У меня 14 тыс. часов налёта, а у них почти ничего. Однако нельзя исключать и другую возможность: военных пилотов для управления F-16, а также технический персонал готовят канадская ЧВК Top Aces и американская ЧВК Draken International. Если Россия не уничтожит F-16 и Mirage на аэродромах базирования на Украине, я вполне допускаю, что часть из них будут пилотировать канадские и американские наёмники с украинскими паспортами, - отметил он.
По мнению эксперта, часто обсуждаются лишь лётные возможности самолёта, но многое зависит от эксплуатации.
- Полёты - это лишь вершина айсберга. Без людей, которые будут обслуживать эти самолёты, вы ничего не сможете сделать в небе, - заключил он.
Согласно имеющейся информации, к поставке планируется от 12 до 20 "Миражей", которые сейчас проходят переоборудование для применения новых видов вооружения. Самолёты с комплексами радиоэлектронной борьбы будут способны выполнять миссии "воздух-воздух" и "воздух-земля" и не только с французским ракетным вооружением.
С большой вероятностью Украине передадут "Миражи", которые ранее сняли с вооружения ВВС Франции.
Mirage 2000 во многом подобен советскому МиГ-29 - первый полёт совершил в 1978 году, а на вооружение был принят в 1984-м. Это лёгкий однодвигательный многоцелевой истребитель, который состоял на вооружении ВВС Франции и успешно поставлялся на экспорт во многие страны.
Тот вариант, который может получить на вооружение Украина, специально дооборудован для выполнения задач "воздух-земля". Он обладает более серьёзными возможностями, чем американские F-16 первых серий выпуска, которые Украина получает от стран НАТО.
Истребитель может применять крылатые ракеты SCALP-EG - это полный аналог британских Storm Shadow. С большой вероятностью именно для их применения и будут использоваться французские самолёты. Потому что вести воздушные бои с российскими Су-35С смысла не имеет - наш истребитель с огромной вероятностью возьмёт верх.
Кроме ракет дальнего действия "Миражи" смогут нести и другие корректируемые и управляемые боеприпасы для ударов по наземным целям. Также их можно применять в интересах ПВО внутренних районов Украины - сбивать дроны и крылатые ракеты.
Появление же новых самолётов над зоной соприкосновения СВО маловероятно. В условиях господства ВКС и ПВО России в воздухе их потери гарантированы.
Главное - навыки пилотирования "Миражей" украинским пилотам придётся осваивать заново. Они отличаются и от традиционных советских машин, и от американских F-16.
И ещё больше отличий возникнет, если следом за "Миражами" появятся и другие европейские истребители. В сентябре министр обороны Украины Рустем Умеров заявил, что ведутся консультации со странами НАТО о поставках шведских истребителей Saab JAS 39 Gripen и европейских истребителей Eurofighter. Консультации, конечно, не означают немедленной поставки, но тем не менее что и когда может быть поставлено из числа этих новых для Украины марок самолётов?
Eurofighter Typhoon это многоцелевой истребитель четвёртого поколения, он совершил первый полёт в 1994 году. Самолёт состоит на вооружении ВВС Германии, Италии, Испании, Великобритании, Австрии и Саудовской Аравии. Истребитель серийно производится европейским консорциумом, и не совсем понятно, откуда можно взять их излишки для поставок - если только кто-то не поделится своими самолётами из наличия. Ещё один нюанс - "Еврофайтер" очень дорогой самолёт - стоимость более $120 млн. Для сравнения: примерная стоимость Mirage-2000 составляет около $40 млн.
И, наконец, шведский Saab JAS 39 Gripen. Стоимость самолёта - около $50 млн, он также относится к поколению 4+ и в данный момент серийно производится для поставок на экспорт. Самолёт многоцелевой и может одинаково эффективно выполнять миссии как "воздух-воздух", так и "воздух-земля". Но ни "Еврофайтеры" ни "Грипены" в реальных боевых действиях до сих пор участия не принимали.
Все указанные самолёты - более старые или сопоставимые с нашими Су-30СМ и Су-35С. С той лишь оговоркой, что возможности наших "Су" в воздушном бою с большой вероятностью превосходят эти западные машины. Сверхманёвренность, которой обладают наши истребители, не только используется для уникального пилотажа, но и обеспечивает преимущество в ближнем бою. А на дальних подступах наши самолёты обладают ракетами Р-37М, у которых на данный момент на Западе аналогов нет.
Что касается зенитных ракетных комплексов, которые составляют основу сил ПВО Вооружённых сил России, они создавались в условиях, когда потенциальные противники уже были известны. Все ЗРК могут работать по всем самолётам четвёртого поколения без исключений и одинаково эффективно.
Таким образом, появление в распоряжении ВСУ новой авиационной техники - если такое, конечно, действительно случится, - лишь увеличит количество боевой работы ВКС и ПВО России и несколько увеличит расход боеприпасов. Но это не станет решающим фактором боевых действий.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.