Покупаю дребедень каждый день
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Наталья ВАРСЕГОВА. Комсомольская Правда. Москва
Страсть к интернет-шопингу стала настоящим недугом для многих россиян. Как распознать болезнь и победит ее?
ПИПИДАСТР РАЗДОРА
В прошлом году приятель вдрызг разругался с женой. Дело дошло до развода. И когда мировая судья спросила о причине расторжения брака, тот, не задумываясь, ответил: «Пипидастр».
- Простите... пипи... что? – слегка опешила судья.
- Пипидастр, - невозмутимо ответил истец. – Метелка, чтобы пыль смахивать.
Судья хотела что-то еще уточнить. Но тут мужика прорвало. Года три назад его благоверная вдруг «подсела» на маркетплейсы. Озон, Вайлдбериз, Яндекс-маркет… Зараза оказалась хуже соцсетей. Последние только время отнимают, эти же еще и деньги. Покупалось практически все без разбора: от всякой ерунды типа новых мыльниц, подставок под ноги, крючков и подсветки на унитаз до свитеров, платьев, спортивных костюмов, курток. Практически каждый день жена отправлялась в пункты выдачи заказов и выходила оттуда, увешанная пакетами.
- Барахла дома накопилось столько, что вторую квартиру надо под него покупать, - возмущался приятель в суде. - Она не только зарплату спускала, но и в рассрочку покупала, и кредитку потратила.
Последним шагом к разводу стал тот самый разноцветный пипидастр, в сериалах им красиво смахивают с полок пыль горничные...
ЛИСТАЙ И НАСЛАЖДАЙСЯ
История о шопоголизме стара как мир, но в последние времена приобрела новую тональность. Если раньше шопоголики по магазинам с пакетами бегали, теперь достаточно иметь смартфон. Минпромторг подсчитал: в 2024 году 84% россиян покупали что-либо на маркетплейсах. 80% из них - два-три раза в месяц. При этом в прошлом году только на одежду и обувь интернет-покупатели потратили больше 1,9 трлн рублей. Такие выводы сделали аналитики Moneyplace, изучив продажи со складов двух крупных маркетплейсов Ozon и Wildberries.
- Прирост продаж одежды и обуви со складов маркетплейсов относительно 2023 года составил 109%, - комментирует аналитик Анастасия Романова.
Всего же за прошлый год россияне потратили в онлайн-магазинах 9 трлн рублей - таковы данные Ассоциации компаний интернет-торговли. Столько же за год тратит российская казна на здравоохранение, ЖКХ, образование, охрану окружающей среды, культуру, СМИ, спорт и обслуживание госдолга. Суммарно!
При этом за год наши расходы на шопинг в интернете выросли на 41%. А чего бы им не расти, когда процесс стал таким удобным! Но есть и побочный эффект: маркетплейс-наркомания прочно входит в нашу жизнь, и остановить ее ой как непросто.
- Маркетплейсы устроены так, что они подталкивают к покупке, - объясняет психолог Александр Невеев. - Постоянные мнимые скидки, возможность доставки и безналичного расчета... Однако простоты покупки недостаточно для того, чтобы впасть в зависимость. Есть даже такой термин – шоппинг-терапия. Это означает, что, когда человек что-то покупает, он испытывает приятные эмоции. В итоге вырабатывается рефлекс.
К тому же, по словам эксперта, само пребывание на маркетплейсе является для многих людей приятным времяпрепровождением. Можно прокручивать ленты в соцсетях, а можно - в маркетплейсах, и это тоже дает приятные ощущения и подталкивает к покупке.
- С одной стороны, таким способом можно организовать свое время, заполнить пустоту, отвлечься от негативных переживаний, - объясняет Александр Невеев. - С другой стороны, можно действительно удовлетворить свои потребности или, по крайней мере, получить рефлекторное удовольствие.
ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНОЧКИ
Но когда здоровое желание купить что-нибудь нужное переходит в зависимость? По словам психолога, человеку стоит серьезно задуматься, если листание лент в маркетплейсах начинает занимать слишком много времени и замещать продуктивные дела. Например, подсев на онлайн-покупочки, человек не занимается спортом и собственным развитием.
- Если человек приобретает товар незапланированно, если он вообще заходит на маркетплейс, не имея конкретной цели, а именно желая заполнить свободное время, отвлечься от работы и чем-то себя занять, то это уже свидетельствует о зависимости. Редкий зависимый может сам себе поставить диагноз. Тут, конечно, должны подключаться близкие, коллеги, - акцентирует внимание Александр Невеев.
Кроме того, о зависимости будет кричать еще один факт: если вы покупаете товары импульсивно и потом их не используете. Скорее всего, эти предметы казались вам полезными, а на деле - они не нужны. Допустим, какие-нибудь приспособления для нанесения макияжа или ухода за собой, чесалки для спины, хитроумные мочалки и прочая дребедень (подробнее см. «Конкретно»).
- Усугубить ситуацию могут бесконечные уведомления от маркетплейсов, которые социальные инженеры от маркетологии делают все более изощренными, - дополняет ведущий эксперт Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ Яков Якубович. - Уведомления от маркетплейсов наряду с социальными сетями и мессенджерами «вынимают» человека из повседневности и вовлекают в бесконечный и увлекательный мир скидок, уникальных персональных предложений, которые якобы будут действовать еще час двадцать минут... Немалую роль в формировании зависимости играет и возможность покупать в рассрочку.
Страдают и нервы: короткое удовольствие от покупки сменяется чувством стыда и ощущением потери времени.
- Такие покупки в итоге приводят к дырам в семейном бюджете и накоплению дома абсолютно ненужных вещей, - заключает Александр Невеев. - Но самое страшное, что человек превращается в того, кого японцы называют «хикикомори» - это одинокая, избегающая социума личность, которая не в состоянии самостоятельно решать свои проблемы.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Есть вещи поважнее
Александр Невеев уверяет: в первую очередь нужно осознать проблему и честно себе признаться, что вы впали в зависимость.
- Нужно осознать, что человек живет не только для того, чтобы потреблять и получать удовольствие, но и чтобы помогать другим людям, - объясняет психолог. - Я считаю, что лучшим лекарством от зависания в соцсетях или на маркетплейсах является даже однократное посещение, допустим, детского дома, хосписа. Очень отрезвляет, когда видишь людей с реальными проблемами. Это помогает осознать, что наши бытовые неурядицы, стрессы, усталость, утомление, возникающие в течение дня - сущие мелочи и совершенно не повод убегать от них в соцсети или маркетплейсы.
КОНКРЕТНО
Вы попали в зависимость, если:
1. Вы постоянно реагируете на уведомления от приложений маркетплейсов, вам все время хочется на них перейти.
2. В вашей квартире скопление вещей, которыми нет времени или необходимости пользоваться.
3. У вас растут траты на интернет-покупки.
4. Проводите на маркетплейсах много времени, в том числе просто так, без какой-либо необходимости.
5. Из-за этого страдает работа, домашние дела, вы стали меньше общаться с близкими.
6. Рука постоянно тянется проверить, скоро ли придет очередной товар.
ВАЖНО!
Как «слезть с иглы»
Доктор психологии, доктор финансов Максим Темченко делит способы борьбы с зависимостью от онлайн-шопинга на три категории - поведенческие, финансовые, психологические.
Поведенческие
- Ограничьте шопинг. Удалите приложения маркетплейсов с телефона, а когда вам действительно нужно что-то купить, открывайте нужные сайты через браузер.
- Отправляйте понравившийся товар в «Избранное» вместо «Корзины». Это поможет выдержать паузу перед покупкой.
- Возьмите тайм-аут перед оплатой. Вау-эффект от желания купить вещи на следующий день может пройти.
- Установите себе лимит времени на шопинг, после которого выходите из приложения или закрывайте сайт маркетплейса. 10-15 минут всегда достаточно, что купить вещь.
- Перед шопингом составляйте списки вещей, которые вам действительно нужно купить - только необходимое и ничего лишнего.
- Устройте сеанс шоковой терапии: разложите перед собой все, что купили за последние месяцы на маркетплейсах, и ужаснитесь от количества ненужных вещей.
Финансовые
- Ведите учет доходов и расходов. Чтобы видеть, сколько вы зарабатываете и сколько тратите. Отдельно записывайте траты на маркетплейсах.
- Выделяйте определенную сумму на маркетплейсы и не превышайте ее.
- Заведите отдельную карту для онлайн-шопинга. И закидывайте на нее ту самую сумму из предыдущего пункта. Когда на этой карте деньги заканчиваются, это уже звоночек – притормози, тебя заносит.
- Никаких кредиток, только дебетовые карты.
- Используйте кешбэки и скидки (есть карты, которые начисляют более высокий кешбэк за покупки на маркетплейсах). Раз деньги тратятся, то хотя бы отбивайте часть расходов кешбэком.
Психологические
- Найдите себе хобби. Чтобы занять мозг чем-то другим, отвлечь от маркетплейсов.
- Ведите учет: на что тратится время в течение дня (тайм-карта дня). Так вы поймете, куда уходит время. Как правило, скроллинг в маркетплейсах всегда занимает очень много времени.
- Больше общайтесь с близкими. Чем больше времени вы проводите с друзьями, любимыми людьми, тем меньше у вас времени на то, чтобы замкнуться в себе и заблудиться в лабиринтах маркетплейсов.
- Обратитесь к психологу, если чувствуете, что зависимость маркетплейсов становится наваждением.
- снимайте стресс спортом.
Социолог Яков Якубович добавляет: физическая активность - простой и очень действенный способ компенсации недостатка дофамина. Она позволяет бороться с зависимостью именно через дополнительную генерацию гормонов удовольствия.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.