ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 25, 2025

Почему Адам согрешил, а страдать должны все?

Рейтинг: 0

Автор: Евгений Мурзин. Фома

В редакцию пришел вопрос:

Если Адам и Ева наказаны смертью и страданиями за то, что ослушались Бога и попробовали плод познания, то почему должны страдать и умирать животные?

Они-то ни в чем не виноваты?

Отвечает священник Евгений Мурзин:

* * *

Тезис первый: человек — венец творения, созданный по образу Божию. Объединяя в себе духовное и материальное начала, Адам и Ева воплощали в себе всё многообразие природы, которая через них была связана с Богом. Миссия человека состояла в том, чтобы через непосредственное, живое общение с Богом реализовывать волю Божию и Его промышление о тварном мире.

Вопрос о страданиях и смерти животных в контексте грехопадения Адама и Евы и его последствий можно расширить до пределов вообще всего мироздания. Почему страдают животные, почему случаются цунами, наводнения, ураганы, почему гибнут растения, наконец, почему люди, потомки Адама и Евы, которых не было в раю в момент грехопадения, не блаженствуют на земле, а мучаются, испытывают неудобства, борются за свое существование?

Из первых глав книги Бытие следует, что не только бытие человека и животных, но и вся природа в ее многообразии имели иное качество. В библейском тексте каждый этап творения словно бы запечатывается фразой и увидел Бог, что это хорошо (Быт 1:18), которая отражает красоту и совершенство мира. Сотворив Землю с ее удивительной флорой и фауной, Господь наконец создает Свое самое совершенное творение — человека. При этом сам этот творческий акт выглядит иначе. Бог творит человека, мужчину и женщину, по образу Своему (Быт 1:27), благословляет его и передает ему господство над миром:

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небес­ными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт 1:28).

Созданный из праха земного (Быт 2:7) человек стал носителем образа Божия, соединил в себе и материальное, и духовное начала. Он был как бы связующим звеном между Творцом и остальным творением, призванным через непосредственное, живое общение с Богом и возрастание в Нем реализовывать волю Божию и Его промышление о тварном мире. Эта миссия человека выражена в эпизоде, когда Адам нарекает животным их имена, то есть выявляет их сущность, обозначает их место, роль и предназначение.

Мир с точки зрения христианского богословия не имеет в себе источника жизни. Как творение, он существует только в силу своего отношения к Творцу, причастности к Божественными энергиям. Но эту причастность он в свою очередь обретает через человека, источник жизни которого тоже в Боге. По сети гуляет мем: «Я в детстве мечтал быть космонавтом, но в результате стал космосом». Очень точно подмечено. Человек действительно вмещает в себя весь космос, является венцом творения, воплощает в себе все многообразие Вселенной. Эта мысль не нова. Она была характерна и для античной натурфилософии, где для выражения идеи о человеке как вселенной в миниатюре использовался термин «микрокосмос», и для раннего христианства. А один из великих учителей Церкви, святитель Григорий Богослов пошел дальше, назвав человека, обладающего способностью к богообщению, макрокосмосом, то есть великим космосом внутри малого, видимого и материального. И пока Адам и Ева находились в раю, в гармонии с Богом, доверяли Ему и в общении с Ним черпали радость и мудрость, вокруг них, в мире животных и растений, так же царила гармония.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни