«Даже пожизненное заключение – это не то наказание, которое должны понести эти нелюди. Им не место на нашей планете». Этими словами лидер «Справедливой России» Сергей Миронов анонсировал внесение в Госдуму законопроекта по отмене моратория на смертную казнь для террористов и убийц детей. Поводом для его инициативы послужило убийство девятилетней Елизаветы Киселевой в Саратове.
Миронов не единственный представитель Госдумы, высказавшийся после этого за отмену моратория на высшую меру наказания. «Нужно вернуть смертную казнь», – написал в Facebook единоросс Евгений Примаков. «Если бы смертная казнь карала педофилов, убийц, насильников, террористов, то горе не приходило бы в наши дома», – сделала пост в Instagram коммунистка Ольга Алимова.
С ними согласны 78% участников опроса на странице Госдумы в соцсети «ВКонтакте». Отрицательно ответили на вопрос «нужно ли вернуть смертную казнь для убийц детей и педофилов?» 18% респондентов, а еще 3,5% выбрали вариант «другое». В опросе приняли участие более 150 тысяч человек.
Большинство россиян традиционно выступают за смертную казнь. Однако постепенно отношение к этой проблеме меняется. По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), о допустимости смертной казни в 2001 году говорили 80% опрошенных, в 2012‑м – 66%, а в 2015‑м – 60%. Число противников высшей меры наказания изменилось за этот же период не столь сильно – с 16% до 22%. При этом число сторонников отмены моратория сократилось с 63% до 49%.
Откуда мораторий?
Смертная казнь в России не применяется с 1997‑го. Годом ранее страну пригласили в Совет Европы, но с условием отмены высшей меры наказания. Россия подписала посвященный этому вопросу Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, правда, до сих пор его не ратифицировала. Тем не менее Венская конвенция обязывает государство, подписавшее договор, соблюдать его условия и до ратификации.
В 1999‑м запрет подтвердил Конституционный суд (КС), постановивший, что до формирования судов присяжных во всех регионах страны выносить смертные приговоры нельзя, поскольку Основной закон гарантирует обвиняемым, которым грозит казнь, рассмотрение дела с участием присяжных. Но и спустя десятилетие, когда суды присяжных были созданы, КС не позволил возродить такое наказание. «В результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни», – напомнил сенатор Андрей Клишас. А российская Конституция запрещает отменять права человека, которые уже были даны.
Последним казненным в России считается Сергей Головкин, убивший 11 мальчиков. Смертный приговор ему вынесли в 1994‑м, а расстреляли в 1996‑м.
Теперь самым жестким видом наказания служит пожизненное лишение свободы. Ежегодно его назначают 60–70 осужденным. К примеру, в 2018 году к нему были приговорены 68 человек, из которых 55 человек – за убийства, за насильственные действия сексуального характера – двое.
Судебные ошибки
Опрошенные «Профилем» юристы единогласно против возвращения смертной казни.
«Даже в демократическом и правовом государстве судебная система может допустить ошибку», – говорит адвокат, управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров. В качестве примера он приводит США, где с 1979 по 2009 год как минимум 27 человек были казнены за преступления, которых, как позже выяснилось, они не совершали.
Были такие ошибки и в истории российского правосудия. Еще в советские годы за преступления маньяка Андрея Чикатило расстреляли двух человек, не имевших к ним отношения.
К российской судебной и правоохранительной системе очень много вопросов, продолжает Жаров. Например, по поводу возможности использования при вынесении приговоров показаний «засекреченных» свидетелей. В ситуации, когда в стране число оправдательных приговоров менее половины процента от общего количества, снятие моратория вселяет ужас, говорит он.
Пока смертный приговор не приведен в исполнение, есть шанс найти новые доказательства невиновности, пересмотреть дело. «Можно отменить несправедливый приговор даже через 25 лет, компенсировав незаконно осужденному все виды ущерба. Но в случае применения смертной казни это становится невозможным», – говорит советник Федеральной палаты адвокатов РФ Сергей Насонов.
Строже наказание – меньше преступников
Сторонники отмены моратория полагают, что ужесточение наказания приведет к снижению уровня преступности. Однако это не так. «Уголовные наказания оказывают весьма незначительное влияние на уровень преступности, особенно когда речь идет о серьезных преступлениях», – утверждает юрист компании «Глазунов и Семенов» Дарья Решетило.
В США и Китае, где умышленное убийство по закону может караться смертной казнью, в 2017 году на 100 тысяч жителей было 5,3 и 0,6 убийства соответственно. В то же время в Германии и Франции, где смертная казнь не применяется, на такое же число жителей приходилось 1 и 1,3 убийства соответственно, говорит Евгений Жаров. «Показателен пример Бенина (Западная Африка). В 2015‑м показатель убийств составлял 6,18 на 100 тысяч человек. После отмены смертной казни в 2016 году этот показатель не претерпел каких-либо существенных изменений и составил 6,1», – приводит он еще один пример.
Эффективным инструментом борьбы с тяжкими преступлениями могут быть только высокие показатели раскрываемости преступлений в совокупности с благополучным социально-экономическим положением в стране, резюмирует Жаров.
Не в первый раз
Предложения вернуть смертную казнь звучат в России регулярно и, как правило, после громких преступлений. После теракта в 2017 году в метро Санкт-Петербурга, в котором погибли 14 человек, более 50 получили ранения, о необходимости такой меры наказания заявил спикер петербургского парламента Вячеслав Макаров. Аналогично он высказался и в связи с убийством школьницы в Саратове.
В 2013 году глава МВД Владимир Колокольцев сказал, что «как простой гражданин» не видит «ничего предосудительного» в казни за ряд преступлений. Так он отреагировал на убийства и надругательства над маленькими девочками в Набережных Челнах и Иркутской области.
Спустя два года схожим образом высказался и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, выступая на мероприятии в память о 13‑летнем мальчике, который погиб, защищая свою сестру от педофила. «Я полагаю, что людям, которые совершают такие тяжкие преступления, не место на земле», – сказал он. По его мнению, «зло должно быть наказуемо. Забрал чужую жизнь, тем более жизнь ребенка, – заплатишь своей».
Депутаты уже не раз пытались вносить в Госдуму законопроекты об отмене моратория на смертную казнь. Сергей Миронов после крушения российского самолета в Египте в 2015 году предлагал ввести для террористов смертную казнь. Ни один из проектов не был принят. Отклонялись они со ссылкой на международные обязательства России и позицию Конституционного суда.
Примечательно, что Госдума до сих пор – с 1999 года – не определилась с судьбой законопроекта Бориса Ельцина о ратификации Протокола № 6 относительно отмены смертной казни.
Юрист из коллегии адвокатов «Яковлев и партнеры» Владимир Соловьев считает, что отмена моратория грозит России исключением из Совета Европы. Это денонсирует европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и лишит граждан России права на обращение в Европейский суд по правам человека, который остается для многих последней надеждой на справедливость.