Может ли история быть общей без общего учебника? На этот вопрос "Российской газете" отвечает научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян, который был модератором на недавно состоявшейся встрече президента России с историками.
Еще один важный момент. Президент обратил наше внимание на то, что помимо фундаментальных научных трудов (речь шла о 20-томной "Истории России", которая сейчас готовится в Институте российской истории РАН) важно обратить внимание на популяризацию исторических знаний. По его мнению, мало кто из молодых людей сможет самостоятельно осилить сложный 20-томный труд. История должна быть включена в просвещение и тех, кто не занимается ею профессионально, но кого интересует прошлое своей страны.
Во всем мире ломают голову, каким должен быть современный учебник истории, причем не только по содержанию, но и по форме. Даже пособие с яркими фотографиями и текстом удобоваримого формата и размера - уже вчерашний день. Есть рецепт, как заинтересовать школьников историей своей страны?
Александр Чубарьян: Приходится признать, что роль учебника по сравнению, скажем, с тем, что было тридцать лет назад, существенно снизилась. В распоряжении российских учеников и учителей появилось очень много других источников информации. Прежде всего интернет, которым пользуются и те и другие. Но все же без обычного классического учебника мы никуда не двинемся. На наш призыв обсудить в Санкт-Петербурге школьные учебники откликнулось в основном евразийское пространство.
Поскольку с Европой контакты осложнены из-за позиции наших партнеров. В конференции приняли участие представители СНГ, а также Китай, Индия, Иран, Египет, Турция, Южно-Африканская Республика, Камерун, Центрально-Африканская Республика. Была очень интересная дискуссия, каким должен быть учебник, какие принципы могут лежать в его основе и будет ли современное учебное пособие вмещать весь исторический процесс. Я много нового узнал, например, об учебниках по истории в Африке, Китае, Иране, Индии...
Чем они отличаются от российских? Получается ли у них сделать уроки истории нескучными?
Александр Чубарьян: Для африканских авторов есть задача рассказать, как история Африки воспринимается во всем мире, и корректно подать тему колониализма и его преодоления. Это очень болезненные для них вопросы. К слову, историки из Африки довольно критически оценивают учебники других стран, поскольку их континента в них практически нет.7 В Индии тоже много места уделяется истории колониальных империй, периоду английского господства и его оценке. Что касается Китая, то там упор делается на специфику китайской цивилизации. Китайские авторы часто говорят, что им очень важно, чтобы и в мире изучали Конфуция, его влияние на философию. Очень активно в обсуждение проблем с учебниками включилась Турция. Ее представитель предложила следующую встречу провести в Стамбуле.
Стамбул действительно становится центром международных встреч с российскими учеными. Например, скоро там соберется форум русистов… На какие вненациональные проблемы с учебниками вы бы обратили особое внимание?
Александр Чубарьян: Многих авторов учебников беспокоит вопрос соотношения компонентов национальной и мировой истории. И все отмечали уникальный позитивный опыт России. И вот, наконец, о главном. Решено создать рабочую группу, которая в течение нескольких месяцев подготовит список тем по мировой истории, рекомендованных для всех школ наших стран. Среди них, например, такие, как роль античного наследия, формирование и эволюция колониализма (это особенно заинтересовало наших коллег из Африки и Азии). Или история империй, их складывание и развитие. Войдут в обязательный перечень проблемы модернизации и глобализации во всемирной истории. Обсуждали мы и такую важную для всех стран тему, как история революций. Обязательно нужно включить два сюжета конкретной истории XX века - Первая и Вторая мировые войны. Кстати, есть предложение иностранных коллег создать коллективный труд о колониализме и о роли Африки в мировой цивилизации. Эта идея будет озвучена на саммите "Россия-Африка"
Интернациональная группа по согласию сторон могла бы заняться не только утверждением этого списка общих тем, но и выработать методические рекомендации, как на практике изучать выбранные проблемы мировой истории.
Эта рабочая группа заменит созданную после Всемирного конгресса школьных учителей, который проходил в прошлом году в Москве и объединил историков из многих стран Европы и США?
Александр Чубарьян: Нет, она будет ее дополнять и работать на евразийском пространстве. В планах подключить к этой работе историков Латинской и Центральной Америки, с кем есть предварительные договоренности.
Глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин анонсировал создание учебника для неисторических вузов, который будет рассказывать как о российской, так и о всеобщей истории. Как вы относитесь к этой идее?
Александр Чубарьян: Если речь идет только о непрофильных вузах, почему нет? Сейчас преподавание истории там поставлено очень скверно. Ее почти не изучают. И вот недавно Министерство науки и высшего образования РФ приняло решение о том, что история будет обязательным для всех вузов страны предметом. На него выделяется 144 академических часа. Согласитесь, в негуманитарных вузах такой особый подход к истории имеет право на существование. Я с самого начала был сторонником идеи, чтобы там преподавали курс, который мог бы называться "История". Студентам будут рассказывать, естественно, прежде всего об истории нашей страны, а также о ключевых проблемах мировой истории. Об Античности, эпохе Возрождения и Просвещения. О великих географических открытиях, о том же колониализме. Об эволюции международно-политических систем. О мировых войнах и конфликтах... Список нужно обсуждать.
Россия единственная страна в мире, где мировой истории в средней школе уделяется столько же времени, как и отечественной. Идея общего курса не коснется этих уроков?
Александр Чубарьян: Не скрою, что по линии минпросвещения тоже начались дискуссии, а не сделать ли нам такой общий учебник для средней школы? Вот эта идея вызывает у меня некоторые сомнения. Даже, я бы сказал, беспокойство. Сейчас в школе есть полноценных два курса - отечественной и всеобщей истории. Я боюсь, что то, чем мы сегодня гордимся, потеряем. Всеобщая история уменьшится в объеме или вообще исчезнет…
Я согласен: сегодня преподавание мировой истории в школе содержит слишком много подробностей. Это можно обсудить и сократить. Но сам курс - наше преимущество. Об этом шла речь на Всемирном конгрессе учителей, где европейские учителя подчеркивали, что их ученики на выходе из школы почти не знают, что происходило в мире. Такова программа. А у нас есть полноценный, хороший курс.