С момента начала пандемии COVID-19 не утихают ожесточенные споры: откуда появился этот вирус? Уже было представлено немало доводов в пользу теории его искусственного происхождения: то ли его вывели в секретной лаборатории Уханя, то ли сконструировали американцы… Однако, похоже, подведена окончательная черта подо всеми гипотезами. В новой статье в авторитетном научном журнале Cell представлены неоспоримые доказательства того, что вирус SARS-CoV-2 возник спонтанно на уханьском рынке, где в клетках содержалось множество различных тварей. Так что никто ничего не создавал. Лучшим биотехнологом оказалась, как это часто бывает, природа.
Коллектив ученых проанализировал генетическую информацию, собранную еще в начале 2020 года на рынке морепродуктов Хуанань в Ухани, и пришел к выводу, что первоначальный очаг распространения коронавируса COVID-19 находился здесь и нигде больше. То есть он совсем не связан с утечкой из какой бы то ни было лаборатории. Авторы публикации отмечают, что генетическое разнообразие SARS-CoV-2 тесно связано именно с этим рынком: «обнаружена повышенная концентрация SARS-CoV-2 вблизи и внутри прилавка с дикими животными». В ходе исследования ученые идентифицировали ДНК диких животных во всех образцах с положительным результатом на SARS-CoV-2 с этого прилавка: циветт, бамбуковых крыс и енотовидных собак, которых ранее уже называли возможными промежуточными хозяевами вируса. Летучие мыши, похоже, не при делах — это еще один вывод авторов статьи.
Как написал в своем телеграм-канале известный биолог Александр Панчин, авторы воспользовались образцами генетического материала, который в начале пандемии в больших количествах брался на отдельных прилавках рынка в Ухане. Некоторые точки оказались максимально богаты ранними образцами коронавируса. Они же содержали и другие вирусы, которыми заражаются животные. Это сравнили с данными о конкретных животных, которых держали на этих прилавках.
«Енотовидные собаки, например, совершенно точно являются переносчиками коронавируса SARS-CoV-2. И не только они. То есть вот такое совпадение. В том месте рынка, где много вируса, много потенциально заразных животных. Кто бы мог подумать», — отмечает Панчин.
Авторы работы напоминают, что самые ранние инфицирования COVID-19 были выявлены у тех, кто работал или посещал этот рынок морепродуктов. Ретроспективный обзор ранних случаев COVID-19 выявил 174 пациентов с началом заболевания в декабре 2019 года, 32% из которых имели установленную связь с этим местом, в городе с населением более 12 миллионов человек. Те же пациенты, кто вроде бы на рынке не работал, как выяснилось, «жили неожиданно близко к рынку и были сосредоточены вокруг него». Кроме того, избыточная смертность от ковида была впервые зарегистрирована в городских районах, окружающих рынок Хуанань.
«Высокая интенсивность контактов между людьми и животными на рынках предполагает, что как только животные, инфицированные высококонтагиозным вирусом, попадают на рынок, происходит множество зоонозных событий. Это, например, позже наблюдалось во время локальной вспышки COVID-19 в 2021 году, вызванной множественными вторичными переносами от хомяков в зоомагазине в Гонконге», — пишут авторы работы.
«С учетом высокой научной репутации журнала Cell, которая предполагает тщательное рецензирование выводов принятых к публикации статей, это, по сути, отвергает модную гипотезу искусственного происхождения коронавируса в научной лаборатории», — рассказывает академик РАН, профессор, доктор физико-математических наук Алексей Хохлов.