С 1 апреля 2025 года в России вступил в силу мораторий на проведение «весогабаритного контроля для двуосных и трехосных тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных отходов (ТКО)». Этот мораторий будет действовать три года.
А повод такой: перевозка мусора не полностью груженными машинами стала нерентабельной. В результате по нашим дорогам, в том числе поселковым, будут ездить под завязку нагруженные мусоровозы без ограничений на их габариты. Какой ущерб они нанесут безопасности, а также дорожной сети, никто не считал, да и, похоже, это никого не волнует. Главная цель нововведения — помочь «поддержать штаны» на так называемых экологических региональных операторах и попытаться спасти проваленную «мусорную реформу». Вместо того чтобы в корне пересмотреть подходы в зашедшей в тупик проблеме, будет создана еще одна — транспортно-дорожная. Фактически это скрытое субсидирование мусоросборщиков, поскольку потом за наш с вами счет будут ремонтировать разбитые дороги.
Меж тем большинству непредвзятых наблюдателей давно понятно: реформа, целью которой изначально было наведение порядка, ликвидация полигонов для захоронения отходов, раздельный сбор мусора, провалена. В начале прошлого года даже глава Совфеда Валентина Матвиенко обращала на это внимание правительства. «Так называемая мусорная реформа реализуется уже пять лет и откровенно «буксует», точно лучше не стало, в основном стало хуже. Когда мы принимали закон, подразумевалось, что в стране будет выстроена целая отрасль по сбору, сортировке, переработке мусора и утилизации в рамках экономики замкнутого цикла», — сказала Матвиенко на встрече с премьером Михаилом Мишустиным. Глава Совета Федерации тогда просила дать указание курирующему вице-премьеру Дмитрию Патрушеву проанализировать ход «мусорной реформы» и, возможно, внести изменения в действующее законодательство для наведения порядка в этой сфере.
Скандал произошел после очередного мусорного коллапса в новогодние праздники 2024 года, когда под предлогом плохой погоды перестали вывозить отходы в некоторых регионах. А крупнейший мусорный оператор Подмосковья «РТ-Инвест» расписался в собственной несостоятельности и начал передачу своих активов властям региона за 1 рубль.
В апреле прошлого года Матвиенко обратилась к главам региональных парламентов, чтобы те совместно со Счетными палатами проверили, куда идут деньги, взимаемые с населения за обращение с ТКО (за 2023 год было собрано напрямую регоператорами 280 млрд рублей). При этом, по ее словам, в стране «беда с «мусорной реформой», и становится все хуже. «Некоторые региональные операторы — это «рога и копыта». Ни мусоровозов, ни людей, ничего... Это проблема проблем в стране», — сказала председатель верхней палаты парламента.
В минувшем декабре Валентина Ивановна вновь вернулась к этой теме. По ее словам, за время реализации программы региональные операторы получили сотни миллиардов рублей доходов. Однако они оказались никому не подотчетны.
В ноябре 2024 года Владимир Путин заявил, что в российских регионах по-прежнему существует проблема с твердыми коммунальными отходами, о которой неоднократно упоминали жители. Президент подчеркнул, что данный вопрос требует внимания и разрешения со стороны властей.
Чтобы убедиться в крахе «мусорной реформы», которая идет уже шестой год, достаточно выйти во двор и посмотреть на так называемую площадку для сбора мусора. Обычно все вокруг завалено, редко где увидишь баки для раздельного сбора. А если такие и есть, то они — имитация, поскольку мусоровозы сваливают все в одну кучу, а потом в лучшем случает везут на пункт сортировки, в худшем — на полигон, где этот мусор горит, гниет, отравляет окружающую среду, создавая проблемы для следующих поколений.
За последние пять лет Федеральная антимонопольная служба вынесла 286 предупреждений региональным операторам. По большей части за монополизм и необоснованность взимаемой платы за вывоз мусора. За то же время тарифы за обращение с ТКО выросли в 4 раза, при этом отрасль катится в тартарары. Деньги населения, по сути, сваливаются в мусорный бак. Или куда-то еще?
Как это выглядит, покажем на примере. Пенсионерка живет в московской квартире с мужем. Там с них взимают ежемесячно «за обращение с ТКО» по льготной ставке 800 рублей. И еще начисляют с них же за вывоз мусора с дачи, где никто не живет, тысячу рублей. Кто-то решил, что два пенсионера могут произвести почти 2 кубометра мусора в месяц. Если бы у этих людей была еще одна квартира, то они бы и там платили по полной независимо от наличия мусора. Заключить договор по фактическому вывозу невозможно. Это типичный пример, который показывает, что мусорный тариф никак не связан с реальным сбором отходов и зависит от аппетитов так называемых региональных операторов.
Эта необоснованная система оплаты, когда люди платят за не оказанную услугу, действует пока только в 15 регионах. Но, как сообщили «Известия», кураторы «мусорной реформы» хотят заставить всю страну платить за вывоз отходов, исходя из площади жилья. Это может резко увеличить расходы семей на ЖКХ. Еще больше денег будет уходить в «черную дыру».
Фактически мусоросборщики делают деньги из воздуха, точнее, изымают их в принудительном порядке из карманов граждан. А что взамен? На поверку плата за обращение с ТКО превратилась в налог, который приплюсовывается к непрозрачным тарифам ЖКХ и уходит в эту черную дыру, растворяясь в офшорах и карманах дельцов. А с тех, кто не платит, операторы тайно взыскивают деньги с их банковских счетов, даже не уведомляя неплательщиков об этом. К тому же это делается за пределами срока давности, который составляет три года. Это циничное нарушение законов показывает, насколько жадность людей, работающих в этой сфере, превалирует над здравым смыслом. (Если Генпрокуратура заинтересуется, готовы предоставить конкретную информацию.) Ну ладно бы при этом был хоть элементарный порядок, минимальный вред экологии. Но и этого нет уже шестой год.
Ответственные за реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» заявляют, что все идет по плану. Если им верить, то выходит, что на мусорных полигонах скоро будут яблони цвести и глава Совета Федерации вводит в заблуждение общественность. Однако в декабре 2024 года президент устроил выволочку первому вице-премьеру Денису Мантурову, прямо потребовав дать ответ на вопрос, где мусоросжигательные заводы, которые должны были заработать в России, и где деньги, выделенные на их строительство? До 2024 года, как еще в 2020 году обещали власти, должны были начать работу 200 заводов. Мантуров ответил, что два завода «на выходе», предприятия запустят в первом квартале 2025 года, а пункты по сортировке мусора в стране приступили к работе «в достаточном количестве». Вице-премьер пообещал пригласить президента на открытие мусороперерабатывающих комплексов. Ждем-с...
На самом деле ситуация близка к катастрофической. Валентина Матвиенко, которая знает больше, чем мы, права на 100%. По данным экологов на 2024 год, около 87% отходов в России не подвергаются переработке, а отправляются на полигоны. Цифра близка к оценкам Минприроды, по подсчетам которого 83,6% отходов идут на захоронение. Попросту — на свалки. Хотя по плану нацпроекта, эта цифра должна была сократиться до 64%. Все еще не хватает около 600 тысяч контейнерных площадок и порядка 3 тысяч мусоровозов. Ничего не сделано для повторного использования тары — тысячи тонн стекла и пластиковых емкостей отправляются на свалки. Немного сделано и для сбора опасных отходов. По сути, пять лет тому назад была сломана конкурентная система сбора бытовых отходов, а на ее месте был создан монополист, не подотчетный никому. Тарифы выросли, а мусор как вывозился на полигоны, так и вывозится.
Как известно, «мусорная реформа» является частью национального проекта «Экология». Когда в начале текущего года в Госдуме заслушивали министра природных ресурсов и экологии Александра Козлова, аудитор Счетной палаты Мамедов доложил, что федеральный проект по сбору ТКО «реализуется без полных и объективных данных об отходах — хотя на создание системы учета (ФГИС) потрачено 670 млн рублей». То есть за пять лет даже не создано системы сбора данных об отходах, и мы не знаем достоверно, что и куда уходит.
А представитель Генпрокуратуры Юрий Александров отметил, что за время реализации нацпроекта выявлено свыше 20 тысяч нарушений закона, заведено 151 уголовное дело. Среди нарушений — отклонение от проектно-сметной документации, завышение стоимости работ, предоставление недостоверных сведений, случаи ненадлежащего планирования органами власти мероприятий и отсутствие нормативно-правового регулирования.
Еще в 2020 году аудиторы СП сообщили, что «мусорная реформа» провалена. В прошлом году Валентина Матвиенко заявила, что Счетной палате РФ дано поручение проверить ситуацию в этой сфере. Пока никакой информации на этот счет найти не удается. Да и вообще объективных данных по этой теме стало значительно меньше. А мусора, как и денег на его сбор, все больше. Не пора ли досконально разобраться в ситуации и от публичных разносов перейти к посадкам?