Ровно год назад на Южном Урале в считаные часы стремительно затопило 190-тысячный город Орск: после прорыва земляной дамбы, обошедшейся почти в миллиард рублей, под водой оказались более 6700 домов, погибли пять человек (а в целом по Оренбургской области — 15 человек). Как водится, стали искать причины катастрофы.
Виновниками объявили... местных мышей. «Грызуны могли эту дамбу проточить», — заявил телезрителям по горячим следам директор местного «Спецстроя» Сергей Комаров. Но в соцсетях куда активнее обсуждались другие версии. «Все знали, что дамба в плохом состоянии и не удержит сильный паводок. Все знали, что нельзя селиться в Старом городе, где не первый раз топит дома и людей. Гидрологи криком кричали об опасности пойменной застройки. Но все обманывали и все обманывались. И получили по полной», — в этом мнении все сходились.
В результате тем, кто не утонул, пообещали материальную помощь по 10 тысяч рублей. Позже называлась и общая сумма назначенной властями компенсации за утраченное жилье: 779,21 млн рублей (видимо, с учетом износа). Затопило и смыло не только жилые дома. За минувший год население некогда цветущего и богатого города сократилось еще на 6370 человек.
А нынешней весной Южный Урал опять страдает от паводка. И 30-тысячный город Аша в Челябинской области затопило наполовину всего за пару часов. Полностью утонул поселок Киолим, в Пионерском и Рабочем некоторые дома ушли под воду по самую крышу. Людей спешно эвакуируют из Байдашево, Мухаметово, Карасево. От отчаяния впору уповать разве что на помощь сил небесных. В Ишимском районе Тюменской области архиерей Тихон со служителями на самолете, выделенном местной администрацией, совершили круговой облет с иконами Божией Матери Казанской, святого пророка Ильи и Николая Чудотворца. Читали молитву от наводнения. Но и тут все не слава богу. «Раньше во время стихийных бедствий молились всем миром, а сейчас только два человека служение совершали», — пожаловался епископ журналистам. А местные острословы пошутили: мол, надо было вместе с иконами взять в самолет прокурора...
Насчет прокурора — святая правда! В той же Аше местные жители уверены, что на резкий подъем воды могла повлиять только что построенная за 100 млн рублей новая набережная «Ашинский меридиан». Теперь часть ее пришлось разрушить для слива потока воды. Кто же так проектирует? Глава района Вадим Сергеев назвал еще одну причину затопления города: «Паводок спровоцировал несогласованный сброс с Миньярского гидротехнического сооружения. В ночь с 17 на 18 марта искусственный поток был увеличен в 2,5 раза, что и повлекло эти события. Переломанный лед полностью загромоздил русло реки Сим». Прав он или нет — кто проверит?
Александр Решетников, уроженец Аши и экс-глава города, называет третью причину: «В 2021-2022 годах на обновление защитной дамбы выделили 130 млн из бюджета области. Работы были выполнены с многочисленными нарушениями. В частности, шлак, который использовали для отсыпки дамбы, абсолютно непригоден для таких работ, так как пропускает воду, — утверждает Решетников. — Я направил заявление об этом в ГУ МВД и Следственное управление СК РФ по Челябинской области. В результатах экспертизы указывается, что отметка гребня защитной дамбы по первому контракту «не соответствует требованиям проектной документации и допускает перелив воды через него при накате волны и ветровом нагоне». Подчеркивается, что это «критический дефект, при наличии которого сооружение функционально непригодно для использования его по назначению». А теперь именно на этом участке и случился перелив дамбы.
Все это очень напоминает прошлогоднее наводнение в Орске. Как писал тогда «Труд», «началось с проектной халтуры, на которую легли липовые объемы строительства, а сверху добавилась снежная зима и бурное весеннее снеготаяние. На которые и теперь власти пытаются свалить все, в том числе отсутствие квалифицированного надзора за состоянием защитных сооружений. Хотя живущие поблизости встревоженные граждане задолго сообщали: дамба плывет!».
Нынешнее наводнение в Аше, как всегда, связывают с чрезвычайным увеличением уровня воды в реке Сим: из-за интенсивных осадков образовались торосы с толщиной льда 30-40 см, река поднялась. Водно-ледовая масса грозила пойти поверх дамбы. На этот случай в торосы заложили 150 кило взрывчатки в 66 лунок. Но взрывать не спешили, пока из-за ледяных заторов вода не вышла из берегов и не затопила жилые дома.
После чего сработал и эффект взрывов: вода хлынула по старому руслу Сима и затопила улицы. По данным МЧС Челябинской области, в Аше почти мгновенно были затоплены три сотни частных домов и дач. Спасатели помогли эвакуировать из зоны затопления 275 человек, в том числе 68 детей... Хочется спросить: а раньше нельзя было освободить привычное для водной стихии русло?
Сильные паводки этой весной специалисты прогнозируют по всей стране. Ученые Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам чрезвычайных ситуаций предупреждают: уровни весеннего половодья на 1,5 метра выше нормы ожидаются в ряде регионов — в Новосибирской, Омской, Томской и Иркутской областях, бассейне реки Вилюй в Якутии, на Нижнем Амуре в Хабаровском крае, на Сахалине и Камчатке. Чем это нам грозит? Как минимум немалыми тратами. В 2024 году общий объем выплат пострадавшим от паводков в России составил 11 млрд рублей, помощь получили более 420 тысяч человек, сообщил глава МЧС РФ Александр Куренков. И так практически ежегодно. А в 2013-м для устранения последствий наводнения из федерального бюджета пришлось выделить более 50 млрд рублей.
Но что делать, если Приморье за минувшие семь лет признано самым затапливаемым регионом России: там за этот период было зафиксировано 420 случаев затопления. Только город Уссурийск заливало 12 раз. В Иркутской области случилось 15,3 тысячи наводнений, в Алтайском крае — 13 тысяч, в Тюменской области — 8,2 тысячи, в Хабаровском крае — 7,6 тысячи случаев. За те же семь лет на Дальнем Востоке при софинансировании из федерального бюджета были построены 11 мощных гидротехнических сооружений. Среди них 44 км инженерной защиты берегов в Магадане, Еврейской автономной области, Якутии, Хабаровском и Приморском краях, а также на Чукотке. Но...
Специалисты утверждают, что с природой нельзя только воевать — она, отступая в одном месте, переходит в наступление в другом. Например, паводки в Бурятии можно было бы предотвратить, увеличив сбросы с плотины в Иркутске. Однако это повлияет на уровень воды в Байкале, а он закреплен законом. Кроме того, могут пострадать те, кто живет на берегах Ангары. Здесь могло бы помочь строительство плотины на Селенге, но она перекроет нерестовые пути живущим в Байкале рыбам. В бассейне Амура есть Зейское и Бурейское водохранилища, за счет регулирования сбросов их плотинами паводок удается частично сдерживать, но полностью взять под контроль все выпадающие вокруг осадки все равно не получается.
Ежегодно в стране сооружаются десятки капитальных дамб и прочих водозащитных сооружений. Только на Дальнем Востоке для защиты от наводнений, вызванных разливами рек, в ближайшее время необходимо дополнительно построить 73 объекта инженерной защиты, подсчитали Росводресурсы совместно с региональными властями. В первоочередной список вошли 58 дамб, плотин, систем укреплений берегов, уточнили в Минприроды. И на порядок больше нужно построить защитных сооружений «местного значения», хотя качество их должно быть без скидок.
Но есть еще и человеческий фактор, зачастую работающий как раз против человека. Например, когда прокуратура проверила, почему еще в самом начале нынешнего половодья «поплыла» дамба у села Холодное Северо-Байкальского района с затоплением 200 метров региональной дороги и повреждением 1800 метров железнодорожного полотна, оказалось: гидротехническое сооружение, стоявшее на муниципальном балансе, не видело капитального ремонта со времен царя Гороха. А в Бурятии выяснилось, что причиной аналогичной аварии на дамбе стал «откат» ее стоимости местному чиновнику — в итоге недострой не выдержал напора воды.
И таких случаев многие десятки, хотя уголовными делами и приговорами заканчиваются единицы. Ибо, как признаются «не для печати» сотрудники различных правоохранительных органов, на водозащитных сооружениях приписки давно стали нормой: объемы там гигантские, досконально все проверить невозможно...
Параллели
В мире 40% всех стихийных бедствий приходится не на пожары и землетрясения, а на наводнения — даже в тех странах, где нет сезонных дождей. В Канаде борются с последствиями разрушительных паводков, вызванных весенним таянием снега и льдов. Ежегодно на восстановление страны от наводнений правительство тратит полмиллиарда долларов. В США другая беда: торнадо. С января там зафиксировано 300 случаев. В середине марта по Америке пронесся сильнейший шторм с десятками торнадо — и начались перебои с электричеством. Погибли более 30 человек. Нынешняя неделя принесла аналогичные бури на территории от Иллинойса до Восточного Техаса...