Как далеко всё зашло, можно судить по внезапному визиту представителей Белого дома и Пентагона в Иран – на такое американцы могли пойти только в крайнем случае, зная наверняка, насколько воинственно настроены в Тегеране. Мало у кого есть сомнения, что на сей раз Тель-Авиву ответят всерьёз, а не так, как после ракетного удара весной. Но почему медлят?
Да только едва ли в Тель-Авиве зловещее молчание Тегерана воспринимают всерьёз. Ещё в августе 2021 года тогдашний министр обороны Израиля Бени Ганц предупреждал, что «через 10 недель» у Ирана может появиться ядерная бомба. Но обогащение урана – дело нескорое, к тому же израильтяне последовательно уничтожали учёных и технологов, занятых в ядерной программе Исламской Республики. Хотя если в окружении Биньямина Нетаньяху ядерный потенциал Ирана принято недооценивать, оппозиция на сей счёт совершенно иного мнения. «Иранская ядерная программа находится в финальной стадии, – бьёт в набат лидер партии «Наш дом – Израиль» Авигдор Либерман. – Должно быть ясно, что на данном этапе невозможно помешать Ирану получить ядерное оружие обычными средствами». Стало быть, резюмирует Либерман, «ядерный удар по Ирану будет необходим». Вот вам и уровень нынешней эскалации. Можно возразить: мол, Либерман – лидер крошечной фракции кнессета, ничего не решает. Отнюдь, в рядах оппозиции его голос очень неплохо слышен.
Вот только нынешней администрации Белого дома обострение на Ближнем Востоке не ко времени. На носу выборы, а Трамп напирает, и, случись эскалация, скажут – демократы не справились, выпустили вожжи из рук. И плакала их победа на выборах. Нужно во что бы то ни стало не допустить эскалации хотя бы до ноября – чем, собственно, и заняты нынче Блинкен с Салливаном, готовые договариваться хоть с чёртом, хоть с тегеранскими аятоллами.
Тель-Авив отбился от рук
Накануне в Тегеране побывал секретарь Совбеза России Сергей Шойгу. Сообщают, что поводом для визита стало обсуждение российских оружейных поставок (которые по понятным причинам немного задерживаются), но ходят слухи, что бывший министр обороны летал в Иран хлопотать о смягчении позиции в отношении Израиля. С Нетаньяху (не с Тель-Авивом!) у Москвы отношения вполне рабочие, так что замолвить словечко было, пожалуй, не грех. Вот только прислушались ли? Вкупе с негласным визитом американских официальных лиц в Карадж, о котором сообщила кувейтская газета «Аль-Джарид» (со ссылкой на высокопоставленный источник в иранской службе национальной безопасности), поездка Шойгу представляется ещё одним важным элементом сдерживания. В США категорически не желают эскалации – во всяком случае, сейчас.
Но как поведёт себя Тегеран? После недавней ракетной атаки Израиля и гибели в авиакатастрофе президента Ирана Вашингтон уже келейно просил руководство Исламской Республики не обострять ситуацию. И в Тегеране пошли навстречу. А что в итоге? Получается, Тель-Авив отбился от рук и американцы не могут выполнить своих обещаний иранской стороне. Израильское руководство можно было бы вынудить искать компромисс, к примеру, ограничив военные поставки – что американцы и предприняли. Только Нетаньяху решил не искать компромисс, а переждать три месяца. Короче говоря, не сработало у Белого дома. Сообщают, что военные корабли США вновь направились к берегам Газы – флот мог бы запросто проутюжить Газу, а мог бы и заморозить границу вдоль линии противостояния. Но ничего подобного – американцы лишь слегка приоткрывают крышку, выпуская пар и не позволяя ближневосточному котлу рвануть. Может быть, Белому дому на руку именно тлеющий конфликт? А что, дополнительная горячая точка отвлекает внимание от проблем с долларом и биржами, обеспечивает заказами военный сектор, втягивает конкурентов в воронку хаоса.
Поразительно, как ведёт себя Иран. Персам удаётся балансировать так, словно они китайцы. И если раньше американцам или израильтянам ничего не стоило их спровоцировать, теперь – дудки! Вообще, у США всё чаще возникают сложности с созданием конфликтных ситуаций на международной арене – мудрее, что ли, становятся их оппоненты?
Мясник вместо Переговорщика
5 августа госсекретарь США Энтони Блинкен пообещал атаку Ирана и ливанской «Хезболлы» на Израиль «в ближайшие 24 часа». И не угадал. Через два дня он повторил заклинание, мол, теперь – сто процентов. И снова угодил «в молоко». Тегеран медлит, играя на нервах у оппонентов, хотя в изменчивом мире уже не вполне понятно, остаются ли американцы его оппонентами. Что персы мечтают смести Нетаньяху, что американская администрация, а враг моего врага – мой друг. И только для Трампа премьер Израиля – ближневосточный Орбан. Нетаньяху играет ва-банк, а при такой игре всяко может выйти – может ударить первым, а может и мир предложить. Неспроста накануне в Тель-Авиве заговорили о перемирии и даже назначили дату переговоров – 15 августа. В этот день, предположительно, Тегеран завершит свою ядерную программу и объявит о собственной бомбе.
Затишье обманчиво, и это подтверждают скупые информационные сводки последних дней, сообщающие, что Ближний Восток готовится к эскалации. Египет, Саудовская Аравия и Иордания (да-да, кто бы мог подумать?!) заявили, что не позволят воспользоваться своим воздушным пространством для отражения атаки со стороны Ирана. А относительно эффективности ПВО Израиля у военных экспертов имеются некоторые сомнения. Тем временем новый глава ХАМАС Яхъя Синвар ужесточил условия сделки по обмену заложниками, фактически сделав её невозможной. Египетским посредникам были озвучены новые требования: полный вывод израильской армии с территории Газы, освобождение всех высокопоставленных палестинских заключённых, осуждённых за терроризм и убийства. Плюс отказ от размещения в секторе Газа международных сил, а самое главное – недопущение к власти в Газе Палестинской национальной администрации во главе с Махмудом Аббасом. У официального главы Палестины Аббаса имеется кое-какое влияние среди соотечественников, но, как говорится, у пана-атамана нема золотого запаса, отчего покойный Исмаил Хания с его 4 млрд долларов личного состояния обходил Аббаса на поворотах ближневосточной политики, как стоячего. Но теперь вместо Хании – нищий Синвар по кличке Мясник. А когда ему было зарабатывать деньги, если он более четверти века провёл в тюрьмах, осуждённый на пять пожизненных сроков за 12 убийств?! США признали Синвара «глобальным террористом особого значения», а бывший глава следственного отдела тайной полиции Израиля ШАБАК Миха Коби так оценил его личность: «Он крайне харизматичен, очень умён и хитёр, яростно ненавидит евреев и не интересуется ничем, кроме джихада. Фанатик и социопат». Вот и попробуй договориться с таким – это не жизнелюб Хания с его 13 детьми и множеством жён, с миллиардными банковскими счетами и умением договариваться со всеми и обо всём. Определённо те, кто его убил, на то и рассчитывали – на замену Переговорщика Мясником и, соответственно, на эскалацию.
У официального главы Палестины Аббаса имеется кое-какое влияние среди соотечественников, но, как говорится, у пана-атамана нема золотого запаса, отчего покойный Исмаил Хания с его 4 млрд долларов личного состояния обходил Аббаса на поворотах ближневосточной политики, как стоячего. Но теперь вместо Хании – нищий Синвар по кличке Мясник. А когда ему было зарабатывать деньги, если он более четверти века провёл в тюрьмах, осуждённый на пять пожизненных сроков за 12 убийств?!
В ожидании драки
Между тем суннитский арабский мир, ранее не замеченный в проявлении солидарности с единоверцами-шиитами, неожиданно стал занимать проиранские позиции. В Египте наотрез отказались участвовать в коалиции стран, помогающих Израилю отражать атаку Ирана. Произошло это, отмечают эксперты, как раз в тот день, когда в Египет прибыл глава МИД Турции. Совпадение? Пакистан объявил о готовности передать Ирану свои баллистические ракеты. Афганские талибы заявили о готовности послать на войну свой спецназ. Египет, Турция, Афганистан, Пакистан – суннитские страны. Если к ним присоединится Саудовская Аравия (что весьма предположительно), то с Израилем может остаться одна Иордания – и то не факт, учитывая её позицию касательно воздушного пространства. Вот и ответ, почему Иран не спешит с ударом – согласует позиции на дипломатическом фронте. Впервые на этом поприще переигрывая дошлых израильтян. Персы созвали экстренное совещание Организации исламского сотрудничества в Саудовской Аравии, дабы соседи публично признали право Тегерана реагировать на действия Израиля, экономика которого уже затрещала от перегрузки. Бизнес разбегается, три порта работают при минимальной загрузке, туризм падает, начали отменять авиарейсы. Посольства рекомендуют своим гражданам покидать Газу, Ливан и… Израиль! А дефицит бюджета Израиля достиг нового максимума – на уровне 8,1%.
Уже само по себе ожидание иранской атаки вредит Израилю, отмечает польское военно-аналитическое издание Defence24. У США не получается собрать такую же коалицию, как в апреле, а каждый день задержки – это финансовые потери Тель-Авива и усыпление его бдительности. «Нет никаких сомнений, что израильская ПРО не выдержит одномоментного массированного нападения Ирана, «Хезболлы» и хуситов при поддержке ХАМАС и повстанцев в Ираке», – пишут поляки. – Несколько месяцев назад большинство суннитских стран смотрели бы на противостояние Израиля с Ираном с безразличием, однако политика Тель-Авива привела к кардинальному изменению их взглядов – даже Иордании. Недавно состоялся первый за два десятилетия визит иорданской дипломатической миссии в Иран. Да и общественное мнение в Иордании также качнулось в сторону Тегерана». Не менее скептически настроены и авторы The Wall Street Journal: «Израильская система ПРО «Железный купол», одна из лучших в мире для перехвата ракет малой дальности, может не сработать как следует. У Тегерана сегодня имеются дроны и баллистические ракеты, сбивать которые «Железный купол» не способен. А «Хезболла» располагает арсеналом в десятки тысяч ракет, включая высокоточные, которые могут «перегрузить систему».
Заокеанское издание Politico сообщает (со ссылкой на чиновников из Белого дома), что Тегеран «может отказаться» от проведения массированной атаки на Израиль. Здорово, конечно, вот только на чём основано это заключение? – гадает сенатор Алексей Пушков. Версия, дезинформация или намеренная «утечка»? Непонятно и то, на какую «компенсацию» намекает издание – в случае отказа от удара, при том, что заявлено, что удар возмездия неминуем? Похоже, Белый дом откровенно блефует, сознавая, что не осталось у него аргументов, убедительных для аятолл. «Ситуация на Ближнем Востоке уже вышла за пределы предупреждений, – отмечает Пушков. – Со стороны Тегерана никаких открытых сигналов об отказе от удара возмездия не было». Президент Франции Эмманюэль Макрон звонил в Тегеран и «призывал к сдержанности», на что президент Ирана Масуд Пезешкиан веско ему указал, что «суетиться нужно было до, а не после». А 8 августа иранские военные начали учения на западе страны. Бряцание оружием нарастает, причём с обеих сторон. И в тишине возникшей паузы это особенно отчётливо слышно.
Елена Панина, политолог
– Теоретически администрация Байдена может договориться с Тегераном о чём угодно. Однако будет ли эти договорённости исполнять правительство Нетаньяху? Нет, конечно. Нетаньяху видит президентом США Трампа, одного из самых произраильских хозяев Белого дома. Поэтому любая сделка с США – это просто иллюзия сделки. Обман – до тех пор, пока Тель-Авив не сделает следующий ход по лестнице эскалации. Очевидно, иранские власти хорошо понимают данный расклад.