Боль и страх на минувших выходных породнили два города — Барселону и Сургут. Впрочем, в Барселоне оказалось все однозначно, власти в тот же день признали погибших под колесами грузовика жертвами террора. В российском же Сургуте до сих пор нет четкого понимания, что произошло на самом деле...
Известно, что 19-летний выходец с Кавказа в субботу, вооружившись ножом и топором, сначала поджег здание торгового центра, а потом пошел убивать людей, попадавшихся у него на пути.
У правоохранительных органов сразу же возникло несколько версий, почему молодой парень неожиданно превратился в циничного убийцу: от психического заболевания до безработицы. При этом о самом главном — о том, что в Сургуте произошел самый настоящий террористический акт, — пока молчат. Несмотря на то что многие факты указывают именно на эту версию.
Инцидент произошел в половине двенадцатого утра неподалеку от одного из торговых центров в самом центре города. По словам очевидцев, перед нападением парень сидел в одном из кафе около ТЦ «Северный», где спокойно пил газировку, перекусывал снеками и постоянно переписывался с кем-то по телефону. Внешне обыкновенный молодой человек, ничем не отличающийся от остальных. Ближе к 11 часам он резко вскочил из-за стола и направился в сторону торгового центра. Не исключено, что где-то именно там он хранил маску и оружие, так как при себе у него ничего не было. Внутри здания, у одного из банкоматов, он ранил топором женщину. Ряд источников сообщали, что нападавший также пытался взломать банкомат, однако потом этот факт опровергли. После чего прямо внутри магазина преступник пытался устроить в ТЦ полноценный пожар, а не простое задымление. Приблизительно в это время в МВД и начали поступать первые сообщения об инциденте.
Из ТЦ нападавший смог без проблем выбежать прямо через главный вход. Откуда побежал в сторону центра Сургута, где продолжил свое кровавое безумие. Молодой человек наносил ножевые ранения всем прохожим, встречавшимся ему на пути. Все семь граждан, на которых он напал, получили ранения разной степени тяжести, включая и критические, однако, по словам врачей, их жизням уже ничего не угрожает.
На пересечении проспекта Ленина и улицы Бажова преступника догнал сотрудник патрульно-постовой службы, а вернее, его пуля. Местное МВД отчиталось о том, что парень оказывал сопротивление при задержании, а также отказался сдаваться даже после предупредительного выстрела в воздух, поэтому и был ликвидирован. Однако уже в воскресенье, когда в Сети появилась запись с камеры видеонаблюдения, стало ясно, что убийства можно было избежать. Сотрудник полиции просто выстрелил в спину преступнику, даже не пробуя его задержать. К телу молодого человека скотчем была примотана красная сумка, которая визуально напоминала так называемый пояс смертника, что породило еще больше разговоров о его связях с запрещенной в России ИГИЛ. Однако в итоге «пояс» оказался простым муляжом. Тем не менее городские власти обратились к жителям Сургута с просьбой не выходить лишний раз на улицы.
Сразу же после ЧП в правоохранительных органах заявили, что напавший на жителей Сургута — 23-летний Бобичел Абдурахманов. Он якобы приехал из Таджикистана и, возможно, страдал психическим расстройством, как печально известная московская «террористка» Гюльчехра Бобокулова. Впрочем, эта версия, как выяснилось, оказалась преждевременной.
Правда оказалась еще более страшной — ранившим семерых жителей Сургута оказался 19-летний Артур Гаджиев. О молодом человеке известно, что с пяти лет его воспитывал отчим. Новый папа у сургутского душегуба появился после того, как его родной отец примкнул к запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. Уже известно, что Ламетулах Гаджиев состоит на учете как экстремист и последователь радикальных религиозных течений. Впрочем, как стало известно «МК», по линии Интерпола такой человек в розыске не числится.
По некоторым данным, адекватность Артура Гаджиева ранее уже вызывала сомнения у его знакомых. «Что-то не так с головой» — так описали его некоторые его одноклассники.
Окончив, несмотря на странности, в Дагестане 9 классов, он сменил место жительства, переехал в Сургут. Там, судя по неуверенным заявлениям правоохранительных органов, Гаджиев стал испытывать трудности в поисках работы. Перебиваясь случайными заработками и еле-еле сводя концы с концами, он в итоге окончательно тронулся умом и решился на массовое убийство.
Впрочем, и эта версия следствия, похоже, мало имеет общего с реальностью. И противоречит этой версии неожиданное появление в Сети откровения оператора общественной организации «Хрюши Против Сургут», который в прошлом году нос к носу столкнулся с Гаджиевым в супермаркете «Перекресток», где тот трудился охранником.
По словам оператора, 25 сентября 2016 года был его первый рейд в магазине, который проводился на улице Игоря Киртбая, 11. Как только общественники стали собирать с полок просроченный товар, к ним подбежал щуплый, низкого роста молодой человек в спортивном костюме и на ломаном русском стал требовать убрать камеру. Когда ему объяснили, что снимать в магазине разрешает закон, он посетовал, что не знает законов, а распечатка закона в руках активиста — «с какого-то принтера». В магазине тогда чуть не возник серьезный конфликт (справедливости ради, затеял его напарник Гаджиева), а оператор едва не лишился дорогостоящей аппаратуры. Чуть позже, когда ситуация прояснилась и к активистам вышло руководства магазина, «хрюши» пожаловались на охранников, «не знающих законов» и «вообще находящихся на рабочем месте в спортивном костюме».
— А я уборщик, — парировал тогда Гаджиев, улыбаясь во весь рот.
В свою очередь, как рассказал «МК» оператор «Хрюш», охранник хоть и не владел хорошими манерами, но сумасшедшим его никак назвать нельзя:
— Он адекватно себя вел и на камеру, и без нее, — вспомнил молодой человек.
Итак, известно, что Гаджиев все-таки нашел работу в Сургуте и даже активно отстаивал интересы родного супермаркета. Впрочем, нельзя исключать, что именно после этого случая у него начались проблемы с поиском работы, а отсюда и версия силовиков о том, что якобы озлобленность из-за неустроенности и толкнула его к радикальным мерам.
Тем временем нельзя не принимать во внимание и «наследственный» фактор. Пока неизвестно, встречался и общался ли Гаджиев-младший со своим родным отцом, который мог внушить ему радикальные религиозные взгляды. Возможно, этот и другие пробелы восполнят мать и отчим стрелка, которые еще в день бойни были вызваны на допрос.
Например, как уже было сказано выше, на многих фото, сделанных очевидцами с места ЧП, отчетливо видно, что к телу Гаджиева привязано некое устройство, похожее на так называемый пояс шахида, который позже в правоохранительных органах окрестили муляжом. Более того, на кадрах, которые запечатлели Гаджиева во время бойни, видно, что тот орудовал вполне профессионально и целился людям в шею или область сердца: то ли он как минимум насмотрелся обучающих роликов в Сети, то ли проходил реальное обучение. Кроме того, не исключено, что сам Гаджиев уже не надеялся остаться в живых и старался причинить максимальный вред, устроив, например, пожар в торговом центре перед бойней. На видео с камер наблюдения видно, что молодой человек целенаправленно поливает стены здания горючей смесью, а затем устраивает пожар.
В следственном управлении СКР по ХМАО возбудили уголовное дело по статье «Покушение на убийство двух и более лиц». Однако силовики не спешат подтверждать версию о теракте. В то же время, по данным портала SITE Intel Group, который мониторит сайты террористов, запрещенная в России группировка «Исламское государство» взяла на себя ответственность за эту бойню в России.
Генерал-майор ФСБ РФ в отставке Александр Михайлов:
— Как мне кажется, в данном случае мы имеем дело с чистым психопатом, который попал в трудную жизненную ситуацию и не справился. Таких случаев сейчас очень много. И в том числе из-за граждан, состоящих на учете в наркологических диспансерах (их сегодня в России около трех миллионов). Люди в крайней мере возбужденности идут на страшные преступления. Но это не значит, что они несут идеологическую окраску.
Что же касается прошлого отца этого Гаджиева, то не исключено, что это просто совпадение. Я вас уверяю, за свою многолетнюю практику я сталкивался с подобным не раз. Просто в одной точке сошлись многие факторы.
По поводу террористов, которые якобы уже взяли на себя ответственность за случившееся в Сургуте, я скажу так: ничего нового. Очень часто бытовые случаи насилия они преподносят как свою акцию, чтобы лишний раз посеять панику и страх среди мирного населения. Это же их основная задача.
МЕЖДУ ТЕМ
Если все же произошедшее — теракт, то это первый подобный случай в России. До настоящего времени «ножевого террора», который зародился в Израиле, у нас еще не было. Нападение на пост ГАИ в Подмосковье 17 августа прошлого года имело все же другой характер. Тогда, напомним, вооруженные топорами выходцы с Кавказа напали на пост ДПС на Щелковском шоссе. Оба преступника были застрелены сотрудниками ГИБДД в ходе завязавшейся схватки, однако и двое полицейских получили ранения. Основной целью нападавших были не мирные граждане, а попытка захвата оружия у сотрудников правоохранительных органов.