В бескрайних степях не так много материалов для игрушек – проще всего сделать их из костей, которые у скотоводов после приготовления еды всегда оставались в избытке. Даже погремушки для младенцев здесь мастерили из подвешенных на веревочках косточек.
Стоило малышу подрасти, как он получал свои первые головоломки. Например, «туула» – собранные из нескольких частей фигурки, которые можно было разбирать и собирать вновь. Или так называемую «гюнсаах», что в переводе означает «дойка кобылицы». На вываренную и очищенную кость передней бараньей ноги на свитую из конского волоса веревочку подвешивалось две косточки из сустава, так называемые «альчики». Каждый из них располагался на своей петле, и задача игрока заключалась в том, чтобы «перевесить» их на одну. Для этого приходилось экспериментировать с узлами и петлями, через которые нужно было продевать альчик. При этом мало было добиться результата, соль игры заключалась в том, чтобы найти самое эффективное решение и «пройти перевал», используя как можно меньше этапов. В результате с самого детства юные калмыки развивали логику, а заодно – пространственное мышление, необходимое в условиях кочевой жизни. Альчики помогали тренировать и другие полезные навыки. У каждого ребенка был собственный набор таких «фишек», которые он использовал в самых разных играх. Можно было выставить альчики в ряд, а потом выбивать их другими альчиками – либо в определенном порядке, например, от центра к бокам, либо замещая своими «фишки» соперника. Или тренировать ловкость рук, подкидывая косточки в воздух и ловя их тыльной стороной ладони – кто больше поймал, тот и выиграл. Еще один вариант – выстроить из альчиков коридор, завязать глаза и попробовать пройти по нему, не сбив ни одной косточки.
Долгими зимними вечерами их использовали в качестве своего рода настольной игры – выкладывали из косточек круг, после чего нужно было подкидывать один из оставшихся альчиков на манер кубика – кубики, кстати, не случайно называют «кости». В зависимости от того, на какую сторону приземлился альчик, «фишка» игрока совершала один или несколько ходов. Сложнее всего было «заставить» альчик приземлиться вертикально, но особенно ловкие ухитрялись натренироваться подкидывать его с закруткой, чтобы не оставлять ход игры на удачу.
Игры с судьбой
По мере того как дети взрослели, способы применения костей потихоньку расширялись. Молодые девушки с удовольствием гадали все на тех же альчиках. Для этого нужно было взять четыре косточки, кинуть их на войлочную подстилку и, в зависимости от того, как они упали, трактовать грядущее. Каждая сторона означала одно из четырех животных, играющих особую роль в жизни калмыков – лошадь, овцу, козу или верблюда. Если выпадала «лошадь» и три «овцы», это сулило долгий счастливый период жизни, если одна «овца» и три «верблюда» – впереди ждали неудачи, если три «козы» и «лошадь» – стоит ждать сложностей со стороны кого-то из окружения, и т. д. Гадали на костях и люди постарше. Если в семью, где ждали прибавления, заезжал гость, ему непременно подавали среди прочих блюд мясо с костью, где была «бабка» – тот самый альчик. Гостю полагалось старательно его обглодать, а потом кинуть перед собой. По тому, на какую сторону упала косточка, определяли, сына ожидает беременная женщина или дочку. Еще одна кость, которая могла поведать о будущем, – баранья лопатка. Каждая ее часть имела свое название и была связана с той или иной приметой. Особенно тонкая плоская часть обещала холодную бесснежную зиму, если же она была толстой, ожидали снег, но не слишком лютые морозы. Широкая впадина лопатки сулила богатый приплод скота и достаток. Широкая костяная полоска возле этой впадины – так называемая «верблюжья дорога» – щедрое прибавление среди хозяйских верблюдов. Высокий и широкий край лопатки означал удачливого добытчика, на что обращали особенное внимание, если речь шла о свадьбе – достаточно ли хороший жених достался девушке?
Игры для взрослых
Гадание на лопатке было непременным атрибутом свадебного ритуала. Когда в семью невесты приходили сваты, на блюдо с бараниной непременно выкладывали и лопатку и предлагали главному из сватов. Перед ним стояла непростая задача – полагалось, обглодав кость, с одного удара переломить ее пополам средним пальцем, что требовало верного глаза и изрядной силы. Зато сразу становилось ясно – жених происходит из рода мужественных достойных людей, не пасующих перед препятствиями. Если главный сват сомневался в своих возможностях, он делал вид, что не замечает коварную кость, выбирая другие куски с блюда. А попутно старался отвлечь хозяев веселыми рассказами и шутками – в такой ситуации он показывал семью жениха как отличающуюся особой сметливостью и умением выбираться из непростых ситуаций.
Но как бы ни был хорош род, а жить девушке предстояло именно с женихом, так что его тоже тщательно проверяли. Перво-наперво он должен был справиться с головоломкой «нярн шинж», сначала сняв двенадцать колец, прикрепленных к основе кожаными ремешками, с длинного бруска, а потом нанизав их обратно. С учетом того, что эту игру каждый калмык знал с детства, проблем, как правило, не возникало, разве что уж совсем глупый юноша не проходил такое испытание. В этом случае невесту ему не отдавали, а кроме того, подобный неуч был обязан подарить семье невесты оседланного коня – чтобы компенсировать расходы, связанные со свадебными приготовлениями.
Следующая проверка ожидала юношу во время застолья и тоже касалась его интеллекта. Самый уважаемый гость, сидевший во главе стола, надевал на обглоданное ребро позвонок с отходящими в сторону косточками и задавал жениху каверзный вопрос – что это? Дальше следовал увлекательный диалог, показывавший, насколько хорошо у молодого воина развито воображение и подвешен язык. Он мог объяснить, например, что ему показывают лоб коня, который может в три прыжка обскакать весь мир, или крылья орла, способного долететь до солнца. Ну и лопатку жениху тоже приходилось ломать – надо же было доказать, что он достойный продолжатель рода. Если ему попадалась тонкая косточка, все было просто, если же лопатка оказывалась толстой, приходилось идти на хитрость – отрезая мясо, в нужном месте нанести на кость глубокую царапину, чтобы сломать ее было проще. Такой поступок рассматривался как смекалка.
Старшее поколение тоже любило поиграть – например, в шахматы. Они были походные, вместо доски использовался легкий войлок, который можно было свернуть и упаковать на дно сундука. Фигуры игры несколько отличались от привычных нам – вместо пешек были бараны, вместо слонов – верблюды, а вместо ладей – быки. Но сама суть игры, развивавшей стратегическое мышление, оставалась прежней.
Увидеть такие шахматы можно и по сей день, отправившись в путешествие с РГО в Калмыкию. Заодно можно будет и попробовать свои силы, решая знаменитую головоломку «Двенадцать роговых колец», а если придется по душе, увезти такую домой – проверить друзей и членов семьи на интеллект и просто приятно скоротать вечер.