Второй раунд
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Яна Лексютина. Профиль
«Тарифы – самое прекрасное слово в английском словаре».
Д. Трамп
Возвращение Дональда Трампа в Белый дом сулит рост напряжения в диалоге США с их крупнейшими торговыми партнерами, в первую очередь – с Китаем. Восстановление величия Америки – а именно таков лозунг Трампа – подразумевает оздоровление экономики, возвращение в Соединенные Штаты рабочих мест и сокращение торгового дефицита. Соответственно, главными виновниками того, что Америка недостаточно процветает, объявлены ее торговые партнеры, десятилетиями паразитировавшие на открытости американской экономики. Вина возлагается и на предшественников Трампа на посту президента, не сумевших добиться от этих стран встречной экономической открытости. В то время как в США действовали самые низкие в мире средние тарифные ставки на импортируемые товары, в отношении американской продукции на внешних рынках нередко применялись высокие тарифы.
Как результат по размеру торгового дефицита Соединенные Штаты прочно заняли первую позицию в мировом антирейтинге. В 2024 году дефицит Америки в торговле с другими странами составил почти триллион долларов. При этом самый большой торговый дефицит – $295 млрд – пришелся на Китай. Ненамного отстал от него Евросоюз, экспортирующий товаров в США на $236 млрд больше, чем импортирует из них. Значительный торговый дефицит у Америки сохраняется с Мексикой ($172 млрд) и Вьетнамом ($124 млрд). Именно эти экономики сейчас рискуют попасть под протекционистские удары Трампа.
Безусловно, претензии Вашингтона к торговым партнерам не ограничиваются недовольством из-за высоких порогов вхождения на их рынки для американской продукции. В случае с Китаем, который стал главной мишенью развернутой Трампом широкомасштабной тарифной войны, претензии носят всеобъемлющий характер. «Красной тряпкой» для президента-бизнесмена служит тарифное и нетарифное регулирование Пекином импорта, невыполнение взятых им на себя при вступлении в ВТО обязательств, государственное субсидирование экспорта, предоставление налоговых льгот и низкопроцентных кредитов китайским «национальным чемпионам», применение дискриминационных практик в области интеллектуальной собственности, инноваций и технологий, принуждение американских компаний к передаче Китаю технологий. КНР обвиняется в манипулировании валютным курсом, широкомасштабном промышленном и кибершпионаже. И это далеко не полный список претензий.
Противодействовать торговым и промышленным практикам Китая нынешняя администрация Белого дома намерена путем введения тарифов на импортируемые товары. Тарифы кажутся Трампу низкорисковым инструментом давления на торговых партнеров. Его расчеты строятся на том, что США менее зависимы от торговли, чем многие другие экономики, включая Мексику, Канаду или Китай, где на торговлю приходится 73%, 67% и 37% ВВП соответственно. Для Америки же этот показатель составляет лишь 25% ВВП. При этом торговля США хорошо диверсифицирована, что позволяет Вашингтону относительно легко переориентировать торговые потоки.
Трамп рассматривает тарифы как простой, но очень мощный инструмент достижения сразу нескольких целей – сокращение торгового дефицита, генерирование огромных доходов для бюджета (за счет сбора тарифов), восстановление производственной мощи и возвращение рабочих мест в обрабатывающей промышленности. Логика его рассуждений проста: чем выше тарифы, тем больше вероятность того, что иностранные компании начнут строить заводы в США, чтобы избежать необходимости платить ввозные пошлины.
Более того, администрация Трампа рассматривает тарифы не только как средство решения торгово-экономических вопросов. Трамп называет тарифы «самым прекрасным словом в английском словаре». Соединенные Штаты, утвердившиеся в роли крупнейшего в мире потребительского рынка, начинают использовать тарифы или ограничения доступа на этот рынок в качестве весомого аргумента во время любых важных переговоров. Так, едва заехав в Белый дом, Трамп пригрозил Колумбии 25%-ми тарифами, если она откажется принимать высылаемых из США нелегалов. Богота сдалась почти без боя и согласилась с требованиями нового президента Америки.
А уже 1 февраля Вашингтон анонсировал введение новых тарифов: 25%-ных на импорт из Канады и Мексики и 10%-ных на импорт из Китая. Симптоматично, что заявленной целью их введения стало не давление для решения торгово-экономических вопросов, а намерение заставить эти страны принять меры для прекращения нелегальной иммиграции и остановки потока в США фентанила и прочих наркотиков. Показательно и то, что Мексике и Канаде была предоставлена 30-дневная отсрочка на введение тарифов в обмен на меры по усилению контроля на границах и борьбе с преступностью. Китаю, перечень претензий к которому очень велик, такую отсрочку не предложили.
Введение тарифов в отношении китайской продукции запустило новый раунд тарифной войны США и КНР. Ответ Пекина не заставил себя долго ждать. Уже в ночь с 9 на 10 февраля Китай ввел 15%-ный тариф на импорт из США угля и сжиженного природного газа и 10%-ный – на нефть, сельскохозяйственную технику, автомобили с большим объемом двигателя и пикапы. Похоже, пока стороны только разминаются перед масштабными встречными тарифными ограничениями, которые будут вводиться в ближайшие четыре года. Станет ли второй раунд американо-китайской торговой войны похожим на первый? Попробуем разобраться.
Торговые войны США с Китаем 1.0 и 2.0
Торговая, или, как ее еще называют, тарифная война США с КНР была развязана Трампом в период его первого президентского срока. Китай тогда был назван беспрецедентной угрозой для Америки и всей международной торговой системы. В августе 2017-го США в соответствии с разделом 301 Закона о торговле 1974 года начали в отношении Китая специальное расследование. Оно выявило многочисленные случаи применения Пекином дискриминационных и недобросовестных практик, что позволило Вашингтону на законных основаниях – в соответствии, конечно, с американским законодательством, а не нормами международного права – приступить к повышению тарифов на импорт из КНР.
Повышая тарифы, Трамп хотел заставить Пекин изменить торговую и промышленную политику, которая, по его мнению, ущемляла интересы американского бизнеса. Итогом этих усилий должна была стать большая сделка, регламентирующая торгово-экономическое поведение Китая. Ради этого в период с июля 2018-го по август 2019 года Вашингтон в несколько этапов вводил тарифы. К лету 2019-го они уже затронули около половины всего американского импорта из КНР – продукции на сумму $250 млрд. Проведенные к тому времени 12 раундов переговоров, в ходе которых стороны искали взаимоприемлемый компромисс, успехом не увенчались.
В конце августа 2019-го Трамп заявил, что намерен в два приема повысить пошлины на оставшийся импорт из Китая – товары объемом $300 млрд. Это стало поворотным моментом – в ходе следующего раунда переговоров, прошедшего в октябре, стороны договорились подготовить текст соглашения о первой фазе торговой сделки. Подписание соглашения состоялось в середине января 2020 года. Оно включало обязательства Китая увеличить закупки американских товаров и услуг, обязательства в области интеллектуальной собственности и передачи технологий, а также упрощения доступа на китайский рынок американской сельхозпродукции и поставщиков финансовых услуг. Подписание этой торговой сделки позиционировалось как крупнейшая личная победа Трампа и свидетельство его выдающихся навыков переговорщика.
Однако насладиться триумфом Трампу помешала пандемия COVID-19. Она сопровождалась жесткими ограничениями на трансграничные перемещения товаров и привела к временному сокращению мировой торговли. В части Соглашения об увеличении закупок в США товаров и услуг Китай не смог выполнить свои обязательства, что, впрочем, не вызвало никакой реакции в Вашингтоне, поскольку пришедшая на смену Трампу в 2021 году администрация демократа Байдена дистанцировалась от наследия республиканцев. О торговой сделке даже не вспоминали.
Но и отменять введенные Трампом тарифы на китайский импорт Байден не стал. Эти тарифы пользовались достаточно широкой поддержкой со стороны американского политического истеблишмента и обеспечивали многомиллиардные поступления в бюджет. В 2022-м общий размер товарооборота Америки и Китая составлял $691 млрд, при этом продолжали действовать тарифы в отношении китайских товаров стоимостью около $370 млрд и ответные китайские тарифы на американскую продукцию на общую сумму порядка $110 млрд. Администрация Байдена также усилила экспортный контроль в отношении КНР, ужесточила регулирование американских инвестиций в Китае и поступающих оттуда инвестиций. Под пристальное внимание Вашингтона попали полупроводниковая индустрия и сфера «зеленых» технологий.
Подводя промежуточный итог применению тарифных ограничений, следует признать: они действительно помогли уменьшить дефицит в торговле США и Китая. В период с 2018-го по 2024 год дефицит сократился с $419 млрд до $295 млрд при общем падении американо-китайского товарооборота с $660 млрд до $582 млрд. Правда, критики обращают внимание, что тарифные ограничения легли тяжким бременем на плечи американских обывателей, которым теперь приходится больше платить за товары китайского производства.
Возвращение Трампа в президентское кресло означает новый раунд эскалации тарифного противоборства США с другими странами и в особенности с Китаем – крупнейшей торговой державой. Трамп видит в Китае угрозу развитию американской экономики, процветанию Соединенных Штатов и сохранению за ними экономического и технологического превосходства. Еще на этапе предвыборной гонки было ясно, что, вернувшись в Белый дом, Трамп с возросшей энергией и запалом примется выравнивать торговый баланс с КНР. Во время избирательной кампании Трамп обозначил намерение ввести тарифы в размере не менее 60% на импорт из Китая. Для сравнения: средняя тарифная ставка США на импорт из Китая во время первого президентства Трампа не превышала 21%.
Скорее всего, в предстоящие четыре года мы увидим много схожего с первым президентским сроком Трампа в части тарифной политики. Снова под прицел тарифного регулирования попал импорт в США стали и алюминия. На эту продукцию 11 февраля были введены 25%-ные тарифы.
Вместе с тем следует иметь в виду и ряд новых нюансов. Во-первых, тарифы способствуют развитию инфляции, а учитывая, что жизнь в США и так существенно подорожала, Трампу придется столкнуться с серьезным вызовом – поиском путей повышения тарифов при сохранении при этом потребительских расходов американцев на прежнем уровне.
Во-вторых, Трамп теперь контролирует все ветви власти, включая Верховный суд и обе палаты Конгресса. Это то, чего у него не было в первую каденцию, и то, чего не удавалось добиться республиканцам более 20 лет. По сути, у Трампа есть карт-бланш на реализацию его экономической политики.
В-третьих, что касается заявленной угрозы введения 60%-ных тарифов на импорт из Китая, скорее всего, ее следует расценивать как переговорную тактику Трампа – завышение первоначальных ставок с перспективой их последующего понижения в рамках переговорной игры. Таким образом Трамп попытается обеспечить соблюдение Пекином торговой сделки, заключенной в 2020 году.
В-четвертых, стоит отметить, что китайский фактор станет играть значительную роль и при выстраивании Трампом отношений с другими ключевыми торговыми партнерами. Так, жесткие меры в отношении Мексики будут приниматься не только из-за проблемы нелегальной иммиграции, но и потому, что Китай строит там много заводов по производству электромобилей, которые потом ввозятся в США беспошлинно благодаря соответствующим положениям соглашения USMCA (USMCA – это обновленное соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли, NAFTA). Трамп, вероятно, исключит китайские электромобили из тарифных преференций и обложит их сверхвысокими тарифами. Трамп хочет, чтобы Китай строил заводы в США, а не в Мексике.
Наконец, что касается перспектив введения тарифов в отношении других стран. Трамп ненавидит торговый дефицит, а в торговле со многими государствами он не только сохраняется, но и растет. Китай – главная мишень американских тарифов, но не единственная. За Китаем последуют Евросоюз, Вьетнам и другие торговые партнеры США, в отношении товаров из которых будут вводиться тарифы в целях выравнивания торгового баланса. Угрозы введения тарифов также будут использоваться в качестве переговорной тактики, направленной на получение уступок со стороны крупнейших торговых партнеров Америки по вопросам, не связанным с торговлей, но имеющим большое значение для обеспечения американских интересов и безопасности.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.