На смену относительно спокойному для отечественного авторынка году, когда продажи машин стабильно росли, пришел новый. И он сулит нам немало испытаний. Насколько и за что увеличились штрафы, когда камеры начнут отслеживать водителей без ОСАГО, какие долгожданные модели выпустят автопроизводители, и почему некоторые эксперты считают, что рынок вошел в зону «идеального шторма»?
В конце декабря Госдума в пожарном порядке утвердила поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают с 1 января серьезное увеличение штрафов за самые распространенные нарушения ПДД – сразу в 1,5 раза. Например, штраф за превышение скорости на 20–40 км/час возрос с 500 до 750 руб., а за непристегнутый ремень безопасности – с 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. Кроме того, с 50% до 25% снижена скидка за оперативное его погашение. В итоге в реальности штраф вырастает в 2,2 раза: если раньше за превышение скорости отдавали (при быстрой оплате) 250 руб., то теперь – 562,5 руб. Вероятно, будут и другие изменения в законах и правилах, появятся и новые штрафы.
Например, целый ряд предложений подготовило Министерство транспорта. Точно ужесточат наказания за неоплаченный проезд по платным трассам. В октябре 2024-го ведомство обнародовало поправки к части 4 ст. 12.21 КоАП. Они предусматривают, что сумма взыскания за проезд «зайцем» по платным дорогам шестикратно вырастет: для «легковушек» – с 1,5 тыс. до 10 тыс. руб., для грузовых автомобилей и автобусов – с 5 тыс. до 30 тыс. Появится новая категория – грузовые ТС иностранных перевозчиков, для них штраф составит 50 тыс. руб. Также предлагается лишить нарушителей возможности платить на 50% меньше в течение 20 дней после вынесения постановления. Если поправки примут, штрафы вырастут с 1 сентября 2025 года.
Кроме того, водителям стоит быть готовыми к многочисленным серьезным изменениям в Правилах дорожного движения. Так, Минтранс считает, что нужно бороться с использованием гаджетов за рулем. Поэтому с 1 марта в России может заработать измененный пункт 2.7 ПДД, согласно которому водителям запретят во время движения брать в руки любые гаджеты.
Еще одна часть поправок в ПДД посвящена средствам индивидуальной мобильности (СИМ). К примеру, в определении будет сказано, что это транспортное средство предназначено для движения только одного человека. Пользователям СИМ официально разрешат ездить по полосе для велосипедистов, а в жилой зоне – практически везде. При опережении пешеходов их скорость не должна будет превышать 10 км/ч. Наконец, для СИМ и велосипедов сделают парковки со специальным знаком и обяжут пользователей оставлять свои транспортные средства только там. Как будут работать все эти нормы на практике в случае принятия, большой вопрос.
Появится штраф за опасное вождение. В октябре 2024-го депутаты Госдумы в первом чтении одобрили законопроект, который предполагает, что в гл. 12 административного кодекса добавится статья 12.38. За опасное вождение будут штрафовать на 3–5 тыс. руб. Если автомобилист нарушит правила второй раз, его лишат прав на 3 месяца.
«Триколор» на автономерах стал обязательным. В нормативы по оформлению государственных регистрационных знаков внесли изменения. Выдавать таблички нового образца будут тем, кто впервые ставит автомобиль на учет. Нарушителям грозит штраф 500 руб. (за управление машиной с ГРЗ, не соответствующими стандарту; ст. 12.2 КоАП). Те, кто зарегистрировал машину раньше и получил номера только с надписью RUS, продолжат их использовать.
А еще с 1 марта в России появится комбинация из новых знака и горизонтальной разметки. Знак особых предписаний (5.18.1) – это вытянутый по вертикали прямоугольник синего цвета, внутри которого находится квадратное белое поле с изображением автомобиля скорой помощи. Он обозначает места стоянки транспортных средств оперативных служб. А на асфальте разметка красного цвета наносится на это самое место остановки. За нарушение – штраф в размере 1500 рублей, в Москве и Санкт-Петербурге –3000 рублей.
С 1 января начались продажи единого для России и Белоруссии полиса ОСАГО. Понятно, что подобный полис – дело для автомобилистов добровольное и выгодным такой документ будет в первую очередь для тех, кто часто ездит в соседнюю страну. Условие одно: автомобиль, на который оформляется расширенный полис, должен быть зарегистрирован на территории Союзного государства.
Примечательно, что условия для россиян и белорусов разные: каждая из стран продолжит следовать своей тарифной политике, из-за чего страховка в Белоруссии значительно дешевле, а выплаты после ДТП – выше. Но выплаты будут по правилам того государства, где произошло ДТП. И если в России максимальная выплата по ОСАГО ограничена суммой 400 тыс. руб. в отношении имущества и до 500 тыс. руб. в случае причинения вреда жизни и здоровью людей, то в Белоруссии лимит в обоих случаях – 10 тыс. евро (в том числе более 4 тыс. евро закладывается на возмещение расходов, связанных с погребением).
Штраф за отсутствие ОСАГО увеличен с 1 января в шесть раз. Поправки к КоАП, принятые в самом конце 2024-го, предусматривают значительное усиление ответственности за повторную езду без полиса ОСАГО: с 800 руб. до 5 тыс. руб. Кстати, этот штраф не повышался в России ни разу с момента запуска в 2002 году системы страхования автогражданской ответственности.
Кроме того, к закону об ОСАГО подготовлены поправки, в соответствии с которыми предлагается осуществлять страховое возмещение пострадавшему в ДТП имуществу из фонда Российского союза автостраховщиков (РСА) при отсутствии у виновника аварии действующего полиса. Пока из этого фонда компенсируется лишь вред, причиненный жизни и здоровью граждан. РСА против, так как эта мера, по мнению страховщиков, приведет к значительному подорожанию полиса.
Штрафы с камер фотофиксации. Начать ловить автовладельцев без ОСАГО с помощью дорожных камер нам обещают уже лет десять, однако это предложение до сих пор не реализовано. Инициативу активно лоббируют представители РСА, считающие, что примерно 7–10% водителей выезжают на дороги без «автогражданки». В тестовом режиме такие камеры должны заработать с 1 марта. На первом этапе собственникам транспорта будут рассылаться через портал «Госуслуги» уведомления. А штрафы с камер станут приходить после завершения экспериментального периода (видимо, не раньше второго полугодия).
Кстати, запуск автоматической проверки на отсутствие ОСАГО камерами приурочен к другому важному изменению: с 1 марта при регистрации автомобиля в МРЭО не нужно будет предъявлять полис.
Союз страховщиков, кроме того, полагает, что в перспективе возможно разрешение на ремонт автомобилей по ОСАГО запчастями, бывшими в употреблении. При условии, что замена не влияет на безопасность. Например, установка б/у крыла или фары на машину с пробегом, если сохранены их эксплуатационные характеристики. Но такие элементы, как подушки безопасности, детали подвески и т. п., будут использовать только новые. Все это необходимо прописать в отдельном документе, который планируется разработать.
Строительство дорог
В 2025-м в России появится несколько новых важных магистралей. Так, продолжение трассы М-12 «Восток» – участок от Казани до Екатеринбурга (а это свыше 800 км) – планируют открыть в начале лета.
Реконструкция трассы М-1 «Беларусь» продолжится на участке от Кубинки до Дорохово (66–84-й км) в Московской области. Подобные же масштабные работы идут на участке магистрали М-3 «Украина» с 65-го до 124-го км в Московской и Калужской областях. После этого Москву, Наро-Фоминск, Балабаново, Обнинск, Калугу, Малоярославец соединит безопасная скоростная магистраль с освещением на всем протяжении. Обе дороги достроят к 2026 году.
Идет строительство новой скоростной дороги, которая соединит трассу М-4 «Дон» и Сочи. В 2025-м в работе будут два участка – обходы Адлера и Дагомыса.
Негативные факторы авторынка
В 2024-м в нашей стране было реализовано, по предварительным оценкам, 1,59 млн новых легковых машин (в 1,5 раза больше, чем годом ранее). В 2025-м, согласно базовому сценарию прогноза развития авторынка, подготовленного аналитическим агентством «Автостат», продажи новых автомобилей в России снизятся на 10%, до 1,43 млн штук. При этом под влиянием негативных обстоятельств рынок может сократиться до 1,27 млн единиц (-20%), а в оптимистичном сценарии – повторить результат прошлого года (1,59 млн шт.). Увы, возможностей для роста рынка не видит никто.
Среди позитивных факторов, которые могут толкнуть авторынок вверх, эксперты выделяют следующие: вливание бюджетных денег в экономику и значительный рост доходов у некоторых категорий населения, маркетинговая активность дилеров и автопроизводителей. В свою очередь, вниз авторынок могут потянуть высокая инфляция и рост цен на товары и услуги (в том числе на автомобили), повышение утильсбора, рост ставок и снижение доступности автокредитов. Как сложится на самом деле, предсказать сложно, ведь ситуация на отечественном рынке во многом зависит от геополитических факторов.
По мнению ряда экспертов, авторынок сейчас попал в зону «идеального шторма», когда сошлись негативные факторы: запредельная ставка финансирования, рост цен на фоне повышения утильсбора, и все это на фоне нестабильного рубля. Смогут ли (захотят ли?) производители и дилеры сдерживать цены за счет маржинальности или переложат расходы на потребителя, вопрос пока открытый.
Снижения цен на машины при этом точно не стоит ждать. По мнению главы «Автостата» Сергея Целикова, средневзвешенная их стоимость вырастет на 10%, то есть с нынешних 3,1 млн до 3,4 млн руб. Причем производители будут повышать цены постепенно, чтобы не вспугнуть покупателей, частично перекладывая издержки себе в маржу. Плюс к тому почти все ключевые бренды уже наладили сборку автомобилей в России (под своими именами или новыми), чтобы получать возмещение за утильсбор и льготы. В то же время, очевидно, рынок будут покидать какие-то марки – аутсайдеры по объемам и динамике продаж, а таких набираются многие десятки, если даже учитывать штучный параллельный импорт. Так, в 2024-м свыше 90 марок имели рыночные доли менее 0,1%, то есть продавали меньше 1,5 тыс. авто в год. Понятно, что не все из них протянут на нашем рынке до 2026-го.
Новые российские модели
Но есть прогнозы и отрадные. Так, на отечественный рынок в этом году должно выйти множество новых моделей. Причем не только от китайских компаний – будет немало и российских премьер. Одна из самых ожидаемых – «Лада Искра» (Lada Iskra) от АвтоВАЗа, продажи которой стартуют, видимо, в середине 2025-го. Новинка дебютирует в вариантах седан и универсал, а также в виде кросс-версии с увеличенным клиренсом и пластиковым обвесом. В иерархии модельного ряда «Искра» расположится между компактной «Грантой» и более крупной «Вестой» (хотя изначально предполагалось, что модель окажется преемником «Гранты» и заменит ее).
А еще АвтоВАЗ ведет разработку переднеприводного кроссовера на базе «Весты». Как обещают, первый публичный показ состоится в июне на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
В планах группы «Соллерс» вывести на рынок 13 новых продуктов собственной марки: две модели легких коммерческих автомобилей, два пикапа, минивэн, четыре грузовика семейства TR и четыре автобуса, один из которых – школьный. Смело! Причем все эти модели будут изначально иметь очень высокую степень локализации.
Совсем скоро, в январе, мы увидим цельнометаллический фургон Sollers SF1, он может составить серьезную конкуренцию Lada Largus. Весной появятся новый фургон Sollers Atlant SF с 6-ступенчатым «автоматом» и грузовичок Sollers Argo с двухрядной кабиной. В июле в дополнение к пикапам ST6 и ST8 состоится запуск флагманского пикапа Sollers ST9, а в сентябре выйдет 7-местный минивэн SP7. Также в конце года ожидается рамный внедорожник Sollers, созданный на базе пикапа с 2-литровым мотором мощностью 200 л.с.
В ноябре 2025-го Ульяновский автозавод (входит в группу «Соллерс») выпустит долгожданную обновленную версию «Патриота». Рестайлинговая машина получит целый ряд важных комплектаций, включая новый силовой агрегат – дизельный двигатель в паре с 6-ступенчатой механической коробкой передач. Изменения коснутся как экстерьера (новые фары), так и салона.
Не менее громким событием станет премьера электромобиля «Атом», построенного на полностью российской платформе. Его продажи должны начаться во второй половине 2025-го. Емкость тяговой батареи – 77 кВт/ч, запас хода – 500 км, что для такого класса достойный результат.
Видимо, в начале года стартуют продажи нового большого кроссовера «Москвич 8» производства столичного завода. Как и все «москвичи», он создан при участии китайского партнера.
Китайский премиум-сегмент
Автопроизводители из КНР также готовят немало премьер. Например, компания Chery обещает обновить практически весь свой модельный ряд. В частности, ожидается появление новых версий седана Arrizo и кроссоверов Tiggo 4, Tiggo 7 Pro Max и Tiggo 8 Pro Max. Марка Jetour представит кроссовер Т1. Еще одна важная новинка для России – рамный внедорожник BAIC BJ60. Omoda выпустит рестайлинговую версию своего бестселлера – кроссовера C5. У Haval линейку пополнит модель H7.
Новый компактный кроссовер Jaecoo J5 ожидается на нашем рынке в первой половине года. В первом же полугодии стартуют продажи самой спортивной модели Hongqi – лифтбека Н6, также выйдет второе поколение полноразмерного кроссовера класса «премиум» Hongqi HS7 с семиместной компоновкой салона. Продажи первой для России модели люксовой линейки Hongqi – роскошного седана L1 – начнутся в середине 2025-го.
Наверняка появятся и новые марки, в первую очередь премиум-класса. Ведь рынок в базовых сегментах (ценовая категория 2–3 млн руб.) уже перенасыщен, а вот в премиуме еще есть свободные места. Не зря же в конце 2024-го о выходе на российский рынок официально заявили представители марки Avatr, в начале года появится премиальный седан Exlantix ES, а бренд Hongqi объявил о расширении модельного ряда и росте числа дилеров по стране.
Словом, новинок будет – не соскучишься. Для сравнения: в 2024 году в России было представлено около 100 новых моделей. Кто больше?
Перезапуск производства
Сейчас в РФ действует порядка десяти заводов, где собирают легковые автомобили, но на полную мощность вышли лишь часть из них (АвтоВАЗ, УАЗ, Haval). За прошедший год они собрали порядка 900 тыс. машин. Несколько предприятий пока так и не удалось перезапустить, хотя неоднократно звучали заявления, мол, завтра обязательно заработаем. Не получилось. Есть надежда, что какое-то количество автопроизводителей из Поднебесной в партнерстве с российскими компаниями сумеют сделать это в 2025-м, ведь именно для таких целей (по официальной версии) и придумали ежегодно поднимать утильсбор. Но пока не слишком понятно, нужно ли новое автопроизводство на падающем рынке. А то, что с нынешними ценами и процентами по кредитам он будет падать, сомнений нет почти ни у кого.
В частности, глава АвтоВАЗа Максим Соколов осторожно предположил, что план по выпуску в 2025 году полумиллиона автомобилей, возможно, придется корректировать под реалии рынка. А исполнительный директор ассоциации «Объединение автопроизводителей России» (ОАР) Игорь Коровкин прогнозирует, что в 2025-м в нашей стране более чем на треть сократится производство автобусов, на 27% – грузовых автомобилей, а выпуск электрокаров и электробусов – наполовину. По автобусам – из-за резкого сокращения бюджета для обеспечения муниципальных закупок пассажирского транспорта; по грузовикам, электромобилям и электробусам – по причине серьезной конкуренции с китайскими автокомпаниями.
Альтернатива электромобилям
Кстати, не пропустить бы новые тенденции на рынке! Недавно о том, что на Западе снижается спрос на электромобили, а буму интереса к ним приходит конец, заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин. По его словам, из-за отсутствия спроса ведущие производители вынуждены продавать их себе в убыток. Он прав: электромобиль априори дороже своего бензинового «одноклассника» и при этом всегда привязан к розетке, которая есть далеко не везде.
Подтверждением тому – решение руководства корейской премиум-марки Genesis. Компания планировала с 2025 года продавать только электрокары, теперь от этой идеи отказались. Новая стратегия предусматривает создание линейки различных моделей, включая как традиционные ДВС, так и гибриды разных типов. Аналогичный подход вскоре возьмет на вооружение и «материнский» концерн Hyundai.
При этом Genesis стал последним в длинном перечне премиум-брендов, так или иначе пересмотревших в последнее время свою стратегию электрификации. Ранее Porsche пообещала не отказываться от ДВС, а Volvo передумала снимать с производства обычный XC90. Кажется, в мире начали куда спокойнее относиться к электромобилям и не строить наполеоновских планов. А в качестве альтернативы рассматривают гибриды.