Ночь, Кутузовский проспект. Крутой «бумер» с ревом мечется из полосы в полосу. Идет «шашечками» - на скорости под 200 км/ч лавирует в потоке, выскакивает на «встречку», возвращается и снова выскакивает… Страшный удар лоб в лоб: пламя, жуткие крики... Авария на Кутузовском унесла жизни пяти человек. Водитель БМВ-М5, 24-летний Вагиф Мирзоев, вместе с двумя пассажирами сгорели во вспыхнувшей иномарке. Еще двое погибли во встречном такси. Только 21-летнюю подругу Мирзоева Дарью Дядюру чудом вытащили из иномарки. Она в больнице, может навсегда остаться инвалидом.
Мирзоев был стритрейсером. Куда он гнал в ночи? И почему любители скоростных гонок считают себя в праве рисковать жизнями – собственными и окружающих?
НОЧНАЯ ТУСОВКА
Я надеялся увидеть на Воробьевых горах целый выводок крутых тачек. Ничего подобного – к полуночи собралось около 50-ти машин, но ни «Феррари», ни «Ламборджини». Отечественные «восьмерки» с «девятками», «хендаи», «тойоты», «мерседесы», «ауди»…
- Стартуем ровно в час. Двигаемся в Южный округ, там площадка подготовлена, - объясняет мне плотный парень лет тридцати. Это Евген, глава одного из старейших стритрейсерских клубов SpeedHunters. В миру же он Евгений Киричков. Длинной колонной с включенными «аварийками» медленно едем по ночному городу. К двум ночи подъезжаем к парковке здоровенного торгового центра. Въезд – 400 рублей с машины.
Паркуемся, осматриваемся. Слепящие прожектора, палатка с шашлыками и хот-догами, машина–кофейник, лоток с наклейками. Толпа облепляет ограждения, кто-то из Speedhunters демонстрирует отчаянный дрифт (езда с контролируемым заносом – Ред.).
Вот и трасса – она размечена перед входом в торговый центр конусами и красно-белыми лентами. Сегодня так называемый «спринт» – заезды по извилистой траектории со змейками. С объездами кругов и крутыми разворотами. Машины стартуют по одной и гонят на время. Парень с микрофоном заводит публику. Участники регистрируются у симпатичной девушки Натальи.
ПОЛТОРЫ МИНУТЫ СТРЕССА
- Давайте-ка мы вас прямо первым номером и запишем, - хлопает меня по плечу Евген.
Я глянул на свой не очень юный Шевроле. Что ж, была не была… Через несколько минут объявляется пробный заезд, мы медленно едем по трассе, изучая повороты. Это какой-то сплав «змейки», крутых разворотов и кругов. Здесь нужно объехать бетонный блок, тут не зацепить ленточку.
По правилам, нужно как можно быстрее проехать два круга. Я впился в руль и дал газу. От волнения трясутся руки, машина, кажется, несется, словно табун настоящих лошадиных сил. На первом круге я заблудился и снес ленточку, с трибун послышался ободряющий свист (видео заезда см. на сайте kp.ru).
Когда я наконец добрался до финиша, голос в динамиках объявил:
- Время участника – одна минута, двадцать две секунды и тридцать две сотые. Поддержим его, друзья.
В ответ - улюлюкания… Вылез и понял, что обливаюсь потом. Проехал я, кстати, не так уж плохо. Лэнд Крузер, шедший следом, обогнал меня лишь на секунду. Его хозяин, веселый толстячок Серега, тряс мне руку. Ему 32 года, хозяин небольшого автосервиса.
- Для гонок у меня другая тачка есть, - говорит он. – Субару. Но ее сейчас «заряжают», триста лошадей превращают в пятьсот. Так что приехал на этой. Да мне что, главное потусоваться.
А улыбчивый парень Миша на «восьмерке» шел третьим и обогнал меня на семь секунд. Ему 19-лет, учится на инженера отопительных систем. У его родителей бизнес в сфере этих самых систем, Миша им помогает. Всю неделю он ездит на недорогой иномарке, а отечественного зверя купил специально для гонок.
В общем, гоняет народ самый «разношерстный». И выглядит все безобидно и вполне безопасно. Полиция таких гонщиков не трогает. Как говорится, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не... Но откуда же берутся безбашенные стритрейсеры, которые «играют в шашечки» до смерти? И почему с ними ничего не могут поделать? Ведь иномарки на огромной скорости бьются чуть ли не каждую неделю.
СТРИТ ЧЕЛЛЕНДЖ
Сейчас по городу разбросаны камеры контроля скорости – это немного остудило даже самых крутых лихачей. Выбрасывать деньги на штрафы никто не хочет. Правда, есть и такие, кому штрафы нипочем. Это золотая молодежь, дети крупных бизнесменов и высокопоставленных чиновников. Автор аварии на Кутузовском Вагиф Мирзоев, кстати, был одним из них.
Есть версия, что Мирзоев в ту ночь как раз участвовал в стрит челендже. Эта гоночная дисциплина (см. «Справка «КП») предполагает скоростное маневрирование в потоке. Стартуют, к примеру, 30 экипажей на Воробьевых, и несутся по Москве через контрольные точки, чек-поинты. Побывав на всех «чеках», нужно вернуться. Победителя ждет приз – иногда 10-15 тысяч рублей.
- Это наша боль, - признает глава федерации гоночных команд столицы Владимир Манин. – Большинство ДТП происходит именно во время таких гонок. Иногда организаторы располагают чек-поинты так, что не превысить скоростной режим невозможно. Например, гонка идет 3 часа, а контрольные точки - в Люберцах, в Химках и т. д. Расстояния большие, а времени мало. Единственная задача – «давить на тапку». Мы против таких гонок, их организуют безответственные люди.
Мирзоев гнал на своем БМВ как раз в ночь с пятницы на субботу. Авария произошла около трех ночи - наверное, мчался к финишу на Воробьевых горах. Но так и не успел.
ВОПРОС-РЕБРОМ
Как их остановить?
Как же умерить пыл таких гонщиков? Ставить камеры через каждый километр? Разделить все дороги города отбойниками, чтобы они хотя бы на «встречку» не вылетали? По мнению Владимира Манина, все это не способно остановить фанатов быстрой езды.
- Любители погонять есть и будут, с этим ничего не поделаешь, - говорит он. – Единственный, на мой взгляд, способ – дать им, то есть нам, возможность «надавить на тапку» в безопасном месте. Было уже несколько попыток сделать это, и в Тушине, и в Сокольниках. Но всегда это получалось безумно дорого, и ребята возвращались обратно на улицы.
Впрочем, есть довольно действенный способ, о котором автолюбители и тем более гонщики, не любят говорить. За превышение скорости более чем на 60 километров в час и езду в пьяном виде лишать прав - то есть просто следовать действующему закону. Не взирая на то, кто у тебя папа и сколько у тебя денег. А за езду без прав возбуждать уголовные дела. Это никакая не экзотика. Подобные жесткие законы действуют во многих развитых странах. Любители погонять там ездят на автодромы. Не хочешь платить штрафы? Плати за аренду трэка. Не нравится ни то, ни другое? Ходи пешком. Так безопаснее и для тебя, и, что важнее, для окружающих.
СПРАВКА «КП»
Неформальные клубы организуют соревнования четырех видов:
- Драг-рейсинг - состязание двух машин на четверть мили (402 метра). Этот вид гонок был самым первым и остается самым популярным.
- Дрифт – езда с контролируемыми заносами на огороженной площадке.
- Спринт – прохождение извилистой и зачастую скользкой трассы на время. Часто проводится зимой на льду замерзших водоемов.
- Стрит челлендж – гонка по городу. Проходит по контрольным точкам (чек-поинты), определенным организаторами. На чек-поинтах возможно выполнение заданий. Например, прочитать вывеску на доме или найти тайник с адресом следующей точки.