Белый дом услышал критику Счетной палаты (СП) и намерен оптимизировать свою работу: на заседании правительства его глава Михаил Мишустин назвал «недопустимым» объем неиспользованных министерствами и ведомствами бюджетных средств и поручил Минфину и Минстрою вновь оптимизировать систему госзакупок. По данным же “Ъ”, в Белом доме обсуждаются и более старые и ранее ожидавшие политического решения проблемы оптимизации госуправления. Так, в повестку вернулся вопрос о запрете передачи госфункций на аутсорсинг — по данным “Ъ”, Минфин намерен решить его за счет создания реестра функций и полномочий ведомств, при этом реестр позволит не только запрещать, но и разрешать ведомствам нанимать внешних исполнителей своих функций там, где это будет оправданно.
Активная критика Счетной палатой недостатков российского госуправления привлекла внимание исполнительной власти. Хотя формально претензии СП относятся ко времени работы кабинета Дмитрия Медведева, открывая заседание правительства, новый глава Белого дома Михаил Мишустин признал, что объявленный госаудиторами объем неиспользованных бюджетных средств 2019 года — 1,1 трлн руб.— это «недопустимо много». СП, напомним, выпустила с начала 2020 года несколько масштабных докладов по проблемам исполнения нацпроектов, несогласованности стратегических и ведомственных планов и недостаточной эффективности расходования бюджетных средств (см. “Ъ” от 13 января, 6 и 20 февраля).
Михаил Мишустин напомнил подчиненным, что в 2020 году на госконтракты предусмотрено около 4,6 трлн руб., при этом, по данным на февраль, потрачено всего 10%, а в рамках нацпроектов — 12,2% ассигнований.
С учетом того, что к 1 января правительство приняло почти все необходимые нормативные акты, а Минфин вовремя довел бюджетные лимиты до получателей, проблема остается системной, признают в Белом доме,— в частности, это касается распространенной практики заключения контрактов во второй половине года или вовсе в декабре. Для борьбы с неисполнением бюджетных ассигнований премьер предложил вновь оптимизировать закон о госзакупках — до 20 марта он поручил главе Минфина Антону Силуанову подготовить новые поправки, упрощающие их процедуры, а вице-премьеру Марату Хуснуллину — предложения по сокращению сроков при планировании, проектировании и строительстве объектов. Объясняется это тем, что «от принятого решения до выхода на стройку может пройти более двух лет».
Впрочем, Минфин занимался оптимизацией закона ФЗ-44 весь 2019 год — так, первый пакет поправок, предполагающий сокращение сроков проведения закупок, был принят летом, а разработку второго Минфин завершил буквально на днях (см. «Ъ-Онлайн» от 17 февраля) — он должен избавить контрактную систему от избыточного разнообразия конкурентных закупок и унифицировать процедуры. Сама Счетная палата в своих материалах также указывала на то, что проблемы неисполнения бюджетных назначений во многом связаны не столько с устройством контрактной системы, сколько с общим несовершенством планирования, взаимодействия и работы органов госвласти.
Внутриправительственная переписка подтверждает: дискуссии в Белом доме идут не только о закупках, но и о прочих недостатках госуправления, выявленных СП.
Так, по данным “Ъ”, в конце января возобновилось ведомственное обсуждение довольно принципиального вопроса госуправления — введения запрета госорганам закупать работы и услуги, выполнение которых «непосредственно отнесено» к их функциям и задачам.
Минфин за подписью курирующего в том числе вопросы закупок замглавы ведомства Алексея Лаврова разослал в Минэкономики и ФАС проект доклада президенту о выполнении его поручения по этому вопросу.
Тема обсуждается в Белом доме четвертый год — поручение президента требовало его выполнения к 1 октября 2016 года, срок был пропущен, позже «исчерпывающих результатов» работы над введением запрета на аутсорсинг госфункций добивался тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов (со сроком уже 16 апреля 2018 года), но и тогда серия совещаний у замглавы Минфина Алексея Лаврова с участием Минэкономики, ФАС, казначейства и Счетной палаты закончилась фиксацией принципиального противоречия. Аудиторы констатировали, что потери бюджета от «аутсорсинга» госфункций исчисляются миллиардами рублей в год, которые бюджет дважды платит за одно и то же. Минэкономики предлагало закрепить запреты на госзакупки «профильных» работ ведомств в положениях о них (в основном речь шла о заказе научно-исследовательских работ, в рамках которых разрабатывались нормативные документы, которые должны были готовить сами органы власти). Минфин же настаивал на том, что у госорганов и так нет права передавать свои полномочия на аутсорсинг, поэтому необходимость такого запрета отсутствует (см. “Ъ” от 10 апреля 2018 года). Решение вопроса было заблокировано — ведомства не готовы были брать на себя выбор между позициями «все, что не разрешено,— запрещено» и «все, что не запрещено,— разрешено», предполагая, что это должна делать политическая власть. Однако процесс «вертикализации» ее структуры ради управляемости конструкции сформировал слишком обширный пул «философских» вопросов, годами остававшихся без политического решения.
Теперь же в связи с претензиями Счетной палаты к организации госуправления тема вновь вернулась в повестку и обсуждается в треугольнике Минфин—ФАС—Минэкономики, при этом у Минфина появился и вариант решения проблемы.
По данным январского проекта доклада Минфина (в ведомстве подтвердили его рассылку, но ответов от коллег еще не получили), к соображениям ведомства добавилось еще одно: «отсутствие структурированных данных о функциях органов госвласти и основаниях их возникновения не позволяет… сделать вывод о возможности или невозможности их аутсорсинга». Однако анализ функций федеральных ведомств чиновникам теперь провести придется — в рамках поручения Михаила Мишустина от 13 февраля, требующего внесения до 1 апреля предложений об оптимизации структуры исполнительной власти. Минфин же в своем проекте доклада президенту говорит о создании реестра госфункций (проект постановления об этом планируется к принятию правительством уже в первом квартале) и предлагает использовать его для реализации запрета аутсорсинга госорганами. Более того, за счет реестра предлагается выделить и госполномочия, передавать которые на аутсорсинг будет разрешено. Пока, напомним, примером такого подхода можно считать передачу в Федеральное казначейство бухгалтерского обслуживания нескольких министерств с одновременным упразднением их бухгалтерий. В дальнейшем после анализа результатов практику формирования реестров и принятия решений об аутсорсинге отдельных госфункций предполагается внедрить и на региональном и муниципальном уровне.