Пока учёные который год бьются над попытками клонировать мамонта или вернуть в степи поголовье лошади пржевальского, в наших лесах и водоёмах разворачивается настоящая трагедия — варварски уничтожаются ценные сорта рыб, птиц, растений. А вообще у зверей — прямо как у людей. В поисках лучшей жизни самые смелые «переезжают» в города. А тайга, озёра, тундра в конце концов опустеют?
Когда-то казалось, что запасы дичи на Руси неисчерпаемы. Но это только казалось.
Волга, особенно самые её низовья, всегда славилась рыбным изобилием — осётр, белуга, севрюга, белорыбица. Но те времена, уверены и рыбаки, и ихтиологи, уже канули в Лету. Строительство на Волге и Каме каскада ГЭС и ухудшение экологической обстановки привели к сокращению численности не только осетровых, но даже частиковой рыбы. Русский и персидский осётр, белуга, севрюга, единственный волжский сиг (аналог сибирской нельмы) — белорыбица и даже некогда массовые волжские сельди и каспийская минога сегодня занесены в региональную Красную книгу Волгоградской обл. и запрещены для промысла и любительской ловли.
«Фонд рыбохозяйственных водоёмов у нас в Волгоградском регионе действительно большой, — объясняет главный ихтиолог Нижневолжского филиала ФГБУ „Главрыбвод“ Сергей Яковлев. — Но и проблемы накопились немалые. Волгоградское и Цимлянское водохранилища на Волге и Дону в гидрологическом плане деградируют. Идёт заиливание, размыв берегов от ветровой, волновой эрозии, ядовитые вещества и твёрдые осадки попадают в воду».
Численность осетровых находится в критическом состоянии, существование вида как такового поддерживается только за счёт искусственного воспроизводства.
«Заводы в Астраханской области, Казахстане, Дагестане, Азербайджане и Иране работают на то, чтобы осетровые в Каспии не исчезли совсем. Каждый год осетровый завод выпускает в природные водоёмы до 3 млн мальков молоди русского осетра и стерляди, — продолжает С. Яковлев. — Традиционно основная масса осетровых нерестилась до самых верховьев Волги и Камы. Но каскадом плотин эти нерестилища оказались отрезаны и прекратили существование. Участок Волги, на котором они ещё остались, очень маленький, и на нём много браконьеров».
«Мы были в совместном рейде с рыбинспекцией для очистки реки от браконьерских снастей, — говорит волгоградский общественник Пётр Поздняков. — Река вдоль и поперёк заставлена снастями браконьеров именно на осетров. Снасть варварская — десятки крючков на прочной струне».
Нарушителей здесь ловят регулярно, и сроки предусмотрены немалые — до 5 лет лишения свободы. Но браконьеров это не останавливает.
Взяли тёпленьким
А в Приморье нерестилища красной рыбы охраняют с воздуха. Сотрудники заповедника «Земля леопарда» наряду с плавсредствами, квадроциклами и автомобилями повышенной проходимости используют теперь новейшую технику концерна «Калашников» — Zala. Осенью самый горячий участок работ — устья рек, куда заходят на нерест сима и горбуша. Полные икры рыбины привлекают желающих разжиться красной икрой, в ход идут сети, остроги и прочие запрещённые приспособления. Действуют браконьеры по ночам. Забирают только икру, а тушки бросают прямо на берегу. Такой промысел просто не оставляет дальневосточному лососю возможности размножаться.
«В этом году рыбы в реках было очень много, что привело и к увеличению количества браконьеров, — рассказал замдиректора ФГБУ „Земля леопарда“ по охране Евгений Стома. — В ходе круглосуточных антибраконьерских рейдов было выявлено 16 эпизодов на привлечение к уголовной ответственности: десятки рыб защищены от хищнического вылова».
При помощи беспилотников обнаружены и обезврежены шесть групп браконьеров. Дроны летают высоко и бесшумно, так что браконьеры их не видят, поэтому фиксируют их с поличным. Каждый беспилотник оснащён тепловизором, так что наблюдения ведутся даже по ночам. Неожиданно прибывшие на одно из мест преступления, обнаруженное как раз при помощи дрона, инспекторы взяли браконьера «тёпленьким», изъяв у него 9 рыбин и рыболовную сеть.
Сети раскинули в сети
В Иркутской обл. вынуждены были ввести запрет на промышленный вылов омуля (эта рыба обитает только в Байкале) из-за резкого сокращения его популяции. Запрет действует уже 4 года, и всё это время Рыбохрана борется с браконьерами. Икру омуль откладывает с августа до середины ноября в реках Бурятии, впадающих в Байкал, — это Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара и Кичера.
«В этом году на нерестовых водоёмах Байкальского региона удалось провести 1479 рейдов. И большинство правонарушителей были пойманы ещё до того, как приступили к вылову. В основном они рыбачили с берега, не рискуя выходить в водоёмы, чтобы не потерять свои лодки», — говорит начальник отдела госконтроля охраны водных биоресурсов и среды их обитания Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Александр Ежов.
Охрана омуля ведётся не только на водоёмах, но и в торговых точках. «Сегодня практически вся незаконная торговля омулем перешла в мессенджеры, — уточняет А. Ежов. — Но и здесь сотрудники ведомств отслеживают информацию, и я знаю, что были заведены уголовные дела именно по торговле рыбой в чатах».
По оценкам учёных Байкальского филиала ВНИРО, разрешить промышленный вылов омуля можно будет не ранее чем через 3–4 года.
Выхухоли — жить!
Один из исчезающих видов животных, существующих только в России, — выхухоль (млекопитающее семейства кротовых, ровесница мамонта!). Ещё недавно больше всего выхухоли обитало в Хопёрском (Воронежская обл.) и Окском (Рязанская обл.) заповедниках, но из-за усыхания и заболачивания озёр численность зверьков сильно уменьшилась. В 2020 г. выхухоль переведена в ранг исчезающих видов. Одну из крупнейших популяций — порядка 400 особей — удалось обнаружить в пойме реки Суры в Чувашии. Теперь учёные пытаются отловить несколько особей для последующего разведения в неволе и выпуска в природу. «Это наиболее эффективный способ. Так когда-то были восстановлены оказавшиеся на грани вымирания зубр и бобр, так теперь работают с азиатским леопардом», — отмечает ведущий научный сотрудник государственного природного заповедника «Присурский» Олег Глушенков.
В Вологодской обл. в перечне охраняемых животных 2006 г. было 153 вида, а в новом, пока не утверждённом списке, уже 171 вид. К числу катастрофически сократившихся в регионе относится, например, пустельга. Птица привязана к лугам, на которых пасут скот и заготавливают сено. Но поскольку сейчас преобладает стойловое содержание скота, то условий для охоты у этой птицы нет. Луга заросли высокой травой и кустарниками, через которые хищнику не пробиться к полёвкам и мышам. Тяжёлые времена наступили и для белки-летяги. Ей нужны крупные дуплистые осины, которые остались только в старовозрастных лесах. Такие леса активно вырубаются, в итоге ареал этого необычного зверька сокращается.
Но бывают и обратные ситуации. Раньше чёрный дрозд считался редким для области, но за последние 10 лет их численность увеличилась в несколько раз. Или лось, которого в 1930-х из-за хищнической охоты здесь почти не осталось. Животных внесли в категорию охраняемых и наложили полный запрет на отстрел. В итоге лось восстановил популяцию.
Непрошеные гости — «из лесу, вестимо»
Российские леса стремительно меняются — сказывается и бездумное порой поведение человека (лесные пожары, вырубки и пр.), и выкрутасы погоды. Вот зверьё и потянулось в города и деревни.
Косолапые террористы
В Ленинградской обл. жители деревни Конново пожаловались на нашествие медведей. Они появились в населённом пункте в конце октября и задержались. Сначала уничтожали небольшие пасеки, а потом принялись за сараи, гаражи, заборы и калитки. «Медведи не боятся света прожекторов, шума, лая собак, людей, гуляют возле домов в деревне и вечером, и в 8 утра. С наступлением сумерек мы боимся выходить даже во двор», — написала губернатору Ленобласти Александру Дрозденко одна из жительниц. Власти пришли на помощь только после того, как жители пригрозили, что разберутся с незваными гостями сами.
«Дирекция особо охраняемых природных территорий Ленинградской обл. проводит необходимые меры по отвлечению дикого животного от населённого пункта путём выкладки привады — мы стараемся сохранять здесь животный мир», — объясняет руководитель Дирекции особо охраняемых природных территорий Ленинградской области Фёдор Стулов. По его мнению, разложенный в лесу прикорм поможет медведям набрать вес и уйти в спячку.
В Якутии, где насчитывается 20 тыс. бурых медведей, они выходят к людям каждый год. Но, по мнению экологов, после масштабных лесных пожаров 2021 г. республику ждут изменения традиционных мест обитания диких животных. К тому же медведей манят запахи свалок, и в поисках пищи они могут пройти до 50 км в день. В июне молодой медведь забрёл в город Удачный. В течение трёх дней его безуспешно пытались прогнать, но в итоге пришлось застрелить. В июле другой медведь появился в городе Алдане. А по соцсетям летом гуляли фото и видео, снятые на федеральной трассе «Лена» в Нерюнгринском районе: медведица с двумя медвежатами клянчат еду у автомобилистов. Увы, одного из малышей сбили насмерть в августе, а через несколько недель под колёса угодила и мама-медведица.
А в Тверской обл. местных жителей держат в страхе волки. Власти периодически объявляют на них загонную охоту. «Но дело это затратное, да и людей трудно собрать вместе в одно время, — рассказывает бывший егерь Лесного районного общества охотников и рыболовов Сергей Голубев. — В прежние годы борьба с хищниками велась постоянно, охотников премировали за это. Но многое изменилось. Почему волки идут к людям? Да потому, что леса вырубают: наш Лесной район превращается в Степной». При этом земли вокруг населённых пунктов настолько заросли кустарником, что порой хищник, выйдя из зарослей, попадает прямо в село.
Не тронь гадов!
А вот в Крыму учёные просят относиться к «гостям» побережнее. Здесь тоже активизировался процесс переселения некоторых видов из природной среды в города. Первыми к человеку потянулись чайки, оккупировавшие крупные свалки. Теперь же и краснокнижные соколы — сапсан и балабан — замечены практически во всех крымских городах. Здесь много мест для гнёзд — крыши многоэтажек, к примеру, и полно лёгкой добычи — упитанных городских голубей. Не против соседства с людьми обыкновенный хомяк, считающийся в Европе охраняемым видом, а на полуострове — почти неуязвимым вредителем. Лисицы пока держатся на окраинах, в дачных и садоводческих массивах. А некоторые змеи выбирают для зимовки именно «городские джунгли». Крымские учёные просят не тревожить и не обижать зимующих гадов — ведь среди «городских пришельцев» ядовитых нет.
Как обычные становятся редкими
— В России ситуация с защитой редких видов млекопитающих, рыб, птиц и других живых существ обстоит хуже, чем во многих других странах мира, — считает биолог, гендиректор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко. Почему это так, он объяснил «АиФ».
Пирамида без вершины
— Алексей Владимирович, с какими именно видами эта проблема стоит наиболее остро?
— Возьмём в качестве примера хищных млекопитающих. В странах СНГ их более 40 видов и подвидов. 40–45% из них внесены в международную Красную книгу, признанную во всём мире наиболее достоверной и часто обновляемой. Три вида хищных зверей находятся в критическом состоянии, ещё 6 — в опасном. Из фауны России исчезли 2 подвида красного волка, полосатая гиена и переднеазиатский леопард. А в Средней Азии исчез не только красный волк, но и кавказская рысь, туранский тигр и азиатский гепард. Это гигантские потери для фауны региона, поскольку хищные млекопитающие находятся на вершине пищевой пирамиды в природе.
— Но почему они исчезают?
— Целый ряд видов сократился или исчез ещё 2–3 века назад. Например, стеллерова корова была истреблена во второй половине XVIII в., причём очень быстро — всего за 25 лет. Ещё через столетие был уничтожен и стеллеров баклан. Степного тарпана истребили в конце XIX в. Для России список этих невосполнимых потерь включает порядка 10 видов уникальных животных... Поначалу это было связано исключительно с промысловыми интересами человека: охотой, рыбалкой и пр. В конце XIX в. и особенно в XX в. добавились новые факторы: промышленность и сопутствующее загрязнение окружающей среды, изменение привычных ландшафтов (к примеру, тотальная распашка степей), крупные вырубки лесов, изменение гидрорежима рек из-за строительства многочисленных плотин. Добывать зверей, рыбу, птиц, количество которых опасно уменьшается, продолжают и сегодня.
Дохимичились
— Обычные виды тоже в опасности?
— Здесь речь идёт о заметном или резком сокращении их обилия. В последние 20, а особенно 10 лет это происходит со многими видами насекомых, в т. ч. «опылителей» из числа пчелиных, хотя все знают, как важны пчёлы для сельского хозяйства. Сильно уменьшилась численность целого ряда мелких воробьиных птиц в средней полосе России. Орнитологи говорят, что лес в этом смысле просто пуст.
Сокращается число морских беспозвоночных — кораллов и других организмов, связанных с коралловыми рифами, многих промысловых видов морских рыб. Причина всего этого в небывалой степени загрязнения окружающей среды, в т. ч. новыми и очень стойкими препаратами. Да, человечество отказалось от ДДТ, но появилась другая «химия», пусть не столь вредная для самого человека, но более опасная для живности: гербициды, пестициды и пр.
Играет роль и изменение климата. Например, бабочка-аполлон, некогда обычная для средней полосы России, стала одной из самых редких. Оказалось, виноваты зимние оттепели: личинки этих бабочек воспринимали их как начало весны, начинали вылупляться — а пищи не было. В ближайшие годы к этому может добавиться и фактор природных катастрофических явлений, происходящих из-за неправильного управления человеком природными территориями. Скажем, пожары в Якутии в этом году нанесли огромный ущерб фауне и флоре.
Исчезновение или резкое сокращение обилия того или иного вида — например, комаров, которые в некоторых изначально «комариных» регионах уже почти отсутствуют, — серьёзная проблема для экологии. Ведь каждый вид является пищевым объектом для каких-то других видов, и его сокращение всегда приводит к негативным последствиям для кого-то другого. Северный тундровый песец пока не сокращается в численности, но его постепенно вытесняет более сильный хищник — лисица, которая продвигается на Север в связи с потеплением климата. А уменьшение численности тигра приводит к увеличению в местах его обитания популяции волка.
— За кем в первую очередь охотятся браконьеры?
— Нынешнее браконьерство в основном двух типов: коммерческое и промысловое (ради питания). Для браконьеров важна и доступность объекта охоты: например, когда сайгака было много — сотни тысяч животных, нелегальный отстрел его был массовым. А затем найти сайгака стало гораздо сложнее (его осталось всего 5–7 тыс.), и нарушители отчасти потеряли к нему интерес из-за снижения экономической выгоды. По коммерческим причинам исчезают каспийский тюлень, все осетровые рыбы, кабарга, другие копытные.
К сожалению, у нас отсутствует должный госконтроль за природными ресурсами. Рыб- и охотинспекции чрезвычайно ослаблены, лесников в лесах почти не осталось, за исключением заповедников и нацпарков. Но это небрежение к ценности природы в конце концов дорого нам обойдётся.
Куда нам без них?
Исчезновение отдельных видов редких животных практически не отражается на населении современного индустриального мира. Но варварское отношение к фауне не может пройти бесследно.
Дмитрий Замолодчиков, доктор биологических наук, эколог:
— В сентябре Минприроды признало вероятно исчезнувшими 11 объектов животного мира — тюленя-монаха, красноногого ибиса, чернобрюхого глухаря и др. Эта новость широко разошлась по СМИ. Полагаю, большинство читателей узнали об этих животных лишь из самой новости. Возможно, они почувствовали лёгкий моральный дискомфорт, но никакого материального ущерба не испытали.
Однако исчезновение видов может иметь и более значимые последствия, если эти животные обладают полезными для человека свойствами. Пример — стеллерова корова, выбитая зверопромышленниками уже через 30 лет после открытия в 1741 г. Командорских островов. Если бы это животное сохранилось до наших дней, можно представить, что сейчас по обширному тихоокеанскому побережью России располагались бы фермы морских коров.
При исчезновении целых групп организмов последствия могут стать глобальными. В научной литературе обсуждается проблема вымирания насекомых. Есть оценки, что за индустриальный период их исчезло от 250 тыс. до 500 тыс. видов! Причины этого «невидимого» вымирания — уничтожение естественных местообитаний, повсеместное применение пестицидов, прочие химические загрязнения и изменения климата.
А ведь насекомые выполняют важнейшие экосистемные функции. Это опыление растений, преобразование растительных и животных остатков, формирование пищевого ресурса для множества птиц и других животных. Частным случаем глобального вымирания насекомых стала массовая гибель пчёл, замеченная в России в последние годы. Крайне сложно просчитать все негативные последствия, но, без сомнения, мир без насекомых станет менее благоприятным для человечества.
Современная техногенная цивилизация недружественна не только по отношению к насекомым, но и к подавляющему большинству биологических видов. Человечеству предстоит ещё много работы, чтобы гармонизировать свои отношения с природой, в том числе фауной и флорой.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции